Комикс как навык или сторителлинг как профессия

Оглавление

На первый взгляд, уметь делать комиксы — это весьма специфичный набор навыков, который нужен только тем, кто хочет их создавать. Но если взглянуть чуть глубже на это направление, то станет ясно, что создавать и визуализировать истории — это самый востребованный навык во всей креативной индустрии, на данный момент.

В этой статье, мы поговорим о конкретных скиллах, которые вы получаете пока учитесь создавать комиксы, и где они востребованы.

Видеть истории вокруг нас

Самым первым, что вам посоветует любой комиксист или писатель, будет — «Пиши о знакомом». И в этом скрыт не только прямой посыл о том, чтобы не усложнять и делать всё более искрениям и простым, но и пожелание быть внимательным к тому, что окружает именно вас.

Мы живём в эпоху создания контента из всего. Но лишь единицы становятся блогерами, режиссёрами, писателями и комиксистами…Почему? Потому что увидеть историю в чём-то обыденном — это навык. И его нужно развивать специально.

Чтобы быть хорошим рассказчиком — вам нужно быть внимательным. Это внимание развивает поиск сюжетов для комиксов и стипов.

Умение заметить сюжет и верно собрать его детали, даст вам огромное преимущество не только как художнику, но и просто как творческой личности. Вы научитесь черпать идеи из окружения!

С таким мышлением вас будут ждать не только как иллюстратора или концепт-художника на разные проекты, но и вполне возможно, что вы окажитесь в кресле режиссёра.

Создание сценария и визуальных шуток

Замечали ли вы, что вам порой не хватает сценария? Было бы здорово заранее понимать как развернутся события и какие у вас реплики. Дать такую сверхспособность, к сожалению, не может ни один комикс. Но! Умея создавать свои комиксы — вы уметете создавать сценарии. А изучив хорошие комиксы, вы будете создавать хорошие и даже отличные сценарии.
Интересно то, что сценарий присутствует даже в этом тексте, даже в том, как вы взаимодействуете с оператором на звонке или в том, как провощите время в соц. Сетях. Нас окружают сюжеты, и когда мы умеем их видеть, нам нужно облачать их в сформированную идею — сценарий.

Под разные задачи сценарий будем разным, но формат его написания почти не отличается, а самое важно всегда — заострить внимание зрителя на главном.

Создавая сценарий для комикса — вы учитесь создавать драматичные моменты, интересных героев и визуальные шутки. Ваш мозг учится фильтровать то, что важно для сюжета и атмосферы от того, что заставит зрителя скучать. Вы глубже понимаете как работает юмор, чтобы создавать забавные моменты в повествовании и лучше узнаете какие именно сцены вызывают грусть, сострадание и даже отчаянье. Вы становитесь психологом и пациентом в одном лице, что, безусловно, сильно расширяет сознание.

Но если говорить о практической пользе сценарного мастерства, то даже вне кино/анимации и самого комикса, это пригодится в таких областях:
  • Реклама и маркетинг
  • Публичные выступления (а с хорошо написанной шуткой они всегда круче)
  • Создание любых текстов: от художественных до коммерческих
  • Школьные и Студенческие проекты
  • Продвижение в социальных сетях и создание контента
Приятный бонус:
Смотри видео от Кати KoDa, создательницы курса «Комикс» у NAS, на тему «Стрип-комикс: сценарий, шутка и раскадровка».

Визуализация историй

Увидеть историю — это одно, но вот уметь визуально передать её, даже при сформированной идее — это совсем другое. Такой навык, создавать цепочку изображений, покадрового передающих единый сюжет — ключевой для многих профессий завязанных на творчестве и не только.

И этому можно учиться из искусства комиксов!

Если вы откроете разворот любимого комикса, то увидите на нём, так называемые, «ключевые кадры». Ключевыми кадрами называют те моменты, которые не только важны для передачи сюжета, но и содержат больше всего напряжения, задают атмосферу и должны собрать больше всего внимания зрителя.
WĒTĀWORKSHOP DESIGN STUDIO

И вот такие панели, с ключевыми кадрами, создаются не только для комиксов, но и для рекламы, кино, трейлеров и синиматиков компьютерных игр, а также для публичных выступлений, концертов и глянцевых фотосессий.

Если обобщать, то комикс учит вас создавать «Сториборды» и выделять в них акцентные места — ключевые кадры. А этот навык пригодиться вам и за пределами сугубо творческих профессий.

Давайте рассмотрим это подробнее:

Сториборд (storyboard), или раскадровка — это последовательность изображений, в которых отражены ключевые фазы развития событий и основные персонажи. Это тезисное изложение основных фаз развития истории (отсюда и storyboard). При помощи сториборда можно расказать всю историю по основным поворотам сюжета. Сториборд играет очень важную роль в видеопродакшене, потому что помогает понять, как будет выглядеть готовый продукт!
Это совсем не новый термин в сфере кинематографа и концепта, но на волне внимания к видеоконтенту, моушн-дизайну и интерактивным проектами о нем заговорили чаще, и везде ищут тех, кто умеет их создавать:

Кино и телевидение

В этом случае сториборд служит визуализацией сценария с детальным описанием того, что будет происходить в каждом кадре. Уровень детализации зависит от хронометража фильма и насыщенности сюжета.
Для меня раскадровка — это возможность увидеть фильм заранее.
Мартин Скорсезе
Чем детальнее прописан сториборд, тем меньше сложностей возникнет на производстве. У ТВ-программ и фильмов обычно огромные сториборды просто потому, что в них прописывается буквально все: во что герои одеты, что и как они делают, что происходит на фоне. Если играет музыка, меняется погода или в кадре появляется новый персонаж, все это должно отмечаться в сториборде.

Фэшн индустрия и глянец

При подготовке фотосессий и фэшн-шоу тоже используются сториборды. Съемка пойдет гораздо проще, если все распланировать: что наденут модели, какими будут макияж и укладка, декорации и реквизит. Да, подготовка сториборда займет какое-то время, но если дизайнеры в главных модных домах мира используют этот подход, он точно того стоит.
Комикс как навык или сторителлинг как профессия

Реклама

Сториборды также используются для создания рекламных роликов, продуктовых демо и презентаций. Относитесь к сторибордам как к удобным руководствам, которые вы передадите моушн-дизайнеру или актеру озвучания.

В рекламе сториборды помогают спланировать работу над роликами — расписывая все в деталях, проще заметить «слепые пятна», которые могут помешать в процессе. Когда все распланировано до минуты, в ходе съемок будет меньше неприятных сюрпризов.
Комикс как навык или сторителлинг как профессия

Презентации и публичные выступления

Сториборды также помогают визуализировать демо и бизнес-презентации. Когда понимаешь, что за чем идет, чувствуешь себя увереннее в каждой точке — от начала мероприятия до его финала.

Контент для соцсетей

Сейчас это очевидно многим, но и контент для соц. Сетей не создаётся без визуализации сценария. Например для YouTube: тревел-влогеры могут прописать сториборд до съемки (чтобы спланировать процесс) или составить сториборд, отталкиваясь от материала, который уже есть. Так легче сориентироваться в необходимом контенте и понимать что нужно отснять конкретно для этого видео.
Комикс как навык или сторителлинг как профессия
А когда дело доходит до монтажа видео, то сториборд — это спасение!

Если вы создаете контент для YouTube, Instagram, TikTok или других социальных платформ, сториборды сэкономят много времени и сил.

Создание мультфильмов и анимации

Двадцать лет назад мультипликаторы создавали анимации покадрово — буквально перерисовывая картинки или их фрагменты кадр за кадром. Теперь этот процесс стал быстрее, но покадровый сториборды в этом процессе совсем не лишние. Они помогают всей команде следовать сюжету и атмосфере, работая над разными частями истории.

А теперь давайте вспомним: как много фильмов, мульфильмов и аниме по мотивам комиксов/манги вышло в последнее время? Ответить можно просто: ооооочень много.В таких случаях сториборды ещё и помогают адаптировать графические романы для съемки и использовать ключевые кадры первоисточника для интересной отсылки с большого экрана.
Комикс как навык или сторителлинг как профессия
Я делаю все по сторибордам, и по мере того, как я их отрисовываю, мир становится все более сложным и наполненным — а мои координаты Севера, Востока и Запада как будто смещаются, сходят с изначальных точек, но ни команда, ни зрители даже не понимают, что это произошло. Но им об этом не говорите.
Хаяо Миядзаки
Но, Сториборд — это гораздо более широкий термин. Это ещё и отличный инструмент чтобы организовать вообще любую информацию, которую нужно продемонстрировать.

Например:
  • Инструкции. Видеоинструкции по пользованию продуктом тоже создаются при помощи сторибордов.
  • Исследование. Информацию часто лучше воспринимают визуально — к примеру, в инфографике. Графический дизайнер создает сториборд с нужными кадрами или сценами.
  • Эксперименты. Сториборды также удобно использовать при подготовке к любым экспериментам, не только научным. С помощью сторибордов визуализируйте процесс эволюции, миграции, химические реакции, движения циклонов, военных действий и любых других процессов, где есть динамика.
  • Обучение. Сториборды широко используются и в обучении. Учителя могут создавать сториборды для уроков или отдельных упражнений, а ученики — использовать их для творческих заданий или научных экспериментов.
  • Технологии. Иногда разработчики используют сториборды, чтобы расписать процесс работы над проектом. Бывает, чтобы выстроить процесс правильно, диаграммы недостаточно — и тогда на помощь приходят сториборды. Это помогает увидеть слабые места в процессах, не допустить лишних ошибок или быстро устранить проблемы после релиза.

Композиция в кадре

Четвёртый важный и универсальный навык, который получают те, кто рисует или учится рисовать комикс — это эстетический вкус и умение создать историю в кадре. Иными словами — композиция.

Статичные фрэймы на страницах комиксов могут быть любых форм и размеров, но действие в них всегда очень кинематографично и динамично. Бывает правда и наоборот, когда именитые режиссёры (Уэс Андерсон) выстраивают свою эстетику на стилистике статичного расположения кадров, как в комиксе (любой его фильм/мультфильм).

Чтобы создать у читателя эффект реального наблюдателя событий, комиксисты используют все приёмы композиции: ритм, тон, симметрия, контрасты, золотое сечение, диагонали/треугольники, трети и все возможные ракурсы. Ни один инструмент в таком наборе не пылится зря и все могут быть использованы во множестве других сфер.
Комикс как навык или сторителлинг как профессия
Создавая контент для социальных сетей или продумывая общественные пространства — вы везде используете композицию. В современном мире, законам управления вниманием зрителя подчиняется всё: от рекламы до интерфейсов приложений.

Понимание законов композиции и умение вести внимание зрителя к нужным точкам, подкреплённое наработанным эстетическим вкусом, послужит вам практически в любой профессии. Но самое приятное, в случае изучения композиционных приёмов именно в рамках комикса, это та скорость с которой вы попробуете разные варианты композиционных решений!
Комикс как навык или сторителлинг как профессия
Так что, открывая любимую книгу комиксов, не забывайте проанализировать композиционные решения и что-то зарисовать. Такие стадики не занимают много времени, но дадут вам много пользы для будущих проектов.

Стилизация

И последний, но не по значению, навык, который позволяет развить комикс — это поставленная рука и умение стилизовать/упрощать формы.

Законы стилизации во многом построены на том же принципе управления восприятием зрителя, что и общие законы композиции — соотношение пропорций и форма. Эти же законы заставляют нас воспринимать изображения с острыми углами — враждебно, а круглые объекты — успокаивающе.
Разнообразные персонажи, которые должны произвести нужное впечатления с первого взгляда, на страницах комиксов, учат нас, что весь облик рассказывает историю: палитра, формы, поза, детали и мимика.

У каждого героя облик продиктован тем, какое настроение он должен вызвать у читателя, а весь стиль художника часто разработан не только личным опытом, но и для атмосферы произведения.
Прочитав достаточно комиксов и проанализировав их как художник, вы заметите, что те же законы стилизации работают и для каждого знака, который вы видите на улице, и для инфографики, и для дизайнов разнообразных приложений.
Комикс как навык или сторителлинг как профессия
Комиксы позволят вам изучить все возможные варианты стильных решений и как они отражаются на восприятии. А умение создавать стильные решения открывает дороги во многие области: от концепта и иллюстрации до архитектуры.

Заключение

Возможно, вы даже не представляете как сильно, в эпоху потребления и создания контента, вам необходим навык создания историй. Будь то фильм или один лишь кадр — мы хотим во всём видеть проработанный сюжет и атмосферу.

Создавать визуальный контент можно учиться у разных учителей из разных областей, а можно прийти в эти области через навыки полученные от искусства комикса. И это мы не захватываем такие очевидные и практичные вещи, которым учишься создавая комиксы: вёрстка и работа с графическим редактором.

Комиксы — это квинтэссенция тех навыков, которые собираются в потрясающий визуальный контент. И если вы решились на освоения этого мастерства, то точно не прогадали — это время превратит вас в мастера сторителлинга. И вне зависимости от той области, которую вы выберете для карьеры, с набором умений комиксиста, вы будете лучшим в визуальном повествовании!
Комикс как навык или сторителлинг как профессия
И уж что-что, а комиксы — это точно не бесполезное увлечение!
Тебе могут быть интересны
Курсы школы
Интересует что-то еще?
Напиши нам и мы ответим на все вопросы