Рисуем тени. 10 советов. Перевод

Оглавление

Рисуем тени. 10 советов

Пример Луны

Тень – это полная чернота, отсутствие света? Да – но лишь если в сцене присутствует только объект и источник света. Ведь собственная тень – это та часть объекта, на которую свет попасть не может. Поэтому логично, что будет она полностью черной, абсолютно темной.

Отличным примером может служить Луна. Она находится в абсолютной космической тьме, а потому по ночам мы видим лишь её освещенную сторону.

Именно так художники веками учились воспринимать и видеть тени, что помогало четко отделять их от света и создавать правдоподобные полотна.
Рисуем тени. 10 советов

Тени рождает окружение

Вероятно, вы в замешательстве. Черные тени рисуют лишь новички, но я только что расписал, что в идеальной ситуации они будут именно черными.

Где же правда?

Дело в том, что объекты вокруг нас расположены не в космосе, а находится в некоем окружении. Оно отражает падающий на него свет. Именно благодаря подобным рефлексам от окружения мы и воспринимаем тени цветными.

На примерах видно, что тон тени меняется в зависимости от окружения, хотя источник света остается неизменным. Это важный момент. Тени рождает не свет, а окружение.

Можно заметить, что в темном окружении тени выглядят темнее, а в светлом - светлее. Но их тон зависит и от собственного тона объекта. Как тут не напортачить? Я думаю про соотношение между тоном света, тени и абсолютным черным. Эта пропорция должна быть одинаковой у всех объектов в сцене. Тогда тени получатся реалистичными.

  • Светлый фон. Тень = 1/2 от освещенной стороны к абсолютно черному.
Рисуем тени. 10 советов
  • Фон средней светлоты. Тень = 2/3 от освещенной сторны к абсолютно черному.
Рисуем тени. 10 советов
  • Темный фон. Тень = 4/5 от освещенной сторны к абсолютно черному.
Рисуем тени. 10 советов
Пропорции важны. Взглянем на это полотно. По черно-белой версии картины видно, что именно благодаря соблюдению пропорции между светом, тенью и абсолютным черным она смотрится хорошо, нас ничего в ней не смущает. Грубо говоря, тон тени на каждом объекте находится на полпути от тона света к абсолютному черному.
Рисуем тени. 10 советов

Миф о теплом свете и холодных тенях

Разобравшись с тем, как ведут себя тени в плане тона, пора наконец приступить к обсуждению цвета теней. Я сразу хочу развеять один крепко укоренившийся миф о теплом свете и холодных тенях. Я взял два предмета - белый шар и кубик бежевого оттенка, цвета кожи – и осветил их теплым и холодным источником света.

На двух первых примерах правило вполне соблюдается: при теплом освещении тени выглядят холодными, под холодным светом – наоборот.

Однако потом все идет наперекосяк. Я не меняю цвет источника света, однако добиваюсь того, что тени становятся теплыми. А потом – холодными.

Очевидно, расхожее правило применимо не во всех случаях. На что жеполагаться при рисовании цветных теней?

  • Теплый свет. Теплый свет – холодные тени. Правило соблюдается.
Рисуем тени. 10 советов
  • Холодный свет. Холодный свет – теплые тени. Правило соблюдается
Рисуем тени. 10 советов
  • Теплый свет. Теплый свет - тени еще теплее. Правило не соблюдается.
Рисуем тени. 10 советов
  • Холодный свет. Холодный свет – тени еще холоднее. Правило не соблюдается.
Рисуем тени. 10 советов

Цвет тени зависит от окружения

Вы наверняка заметили, что в прошлом примере за перемены в тенях отвечало окружение. В нем и состоит залог успешной работы с тенями. Как мы уже установили, тени подсвечивает именно рассеянное освещение от окружения – а значит, цвета теней будут зависеть от среды, в которой они находятся.

Если еще раз взглянуть на примеры с прошлой страницы, вы увидите, насколько тени близки по цвету к окружению. Опробуйте этот принцип в собственных работах. Выберите оттенок фона, а когда перейдете к теням, просто оттолкнитесь от него в ту или иную сторону. Благодаря этому ваши работы станут куда гармоничнее в том, что касается цвета.
Цвет и тон: где логика?

Цветной свет

Итак, мы установили, что на тени влияет окружение, которое выступает в качестве источника цветного рассеянного света. Но насколько же сильно цвет освещения влияет на объект?

Я взял четыре кубика – красный, синий, зеленый и бежевый, близкий к оттенку кожи. А потом включил насыщенный цветной свет.

Наши знания о том, как смешиваются пигменты, подсказывают, что когда синий объект оказывается под красным светом, он должен стать фиолетовым. Но это предположение не выдерживает проверки: синий кубик смотрится черным!

Черными в такой ситуации будут все объекты, чей собственный цвет отличается от оттенка освещения. При сочетании цветного света и объекта происходит субтракция, или вычитание. Так как в синей краске, в которую выкрашен предмет, нет красной составляющей, он будет смотреться черным.

Однако на примере бежевых объектов видно, что они не теряют в светлоте и спокойно меняют окраску в зависимости от света. Все дело в том, что бежевый – ненасыщенный оттенок: это смесь ряда цветов, а потому он по-разному смотрится в разном окружении. Это и не позволяет нам говорить, что у кожи есть лишь некий единственный оттенок: под иным источником света она будет смотреться совершенно иначе.

  • Красный свет. Цвета видны на красном и бежевом кубике.
Цвет и тон: где логика?
  • Синий свет. Цвета видны на синем и бежевом кубике.
Рисуем тени. 10 советов
  • Зеленый свет. Цвета видны на зеленом и бежевом кубике.
Рисуем тени. 10 советов
  • Нейтральный белый свет. Цвета видны всех кубиках.
Рисуем тени. 10 советов

Теплые и холодные источники света

Разумеется, в природе редко встречаются источники света с такой выраженной цветовой составляющей. Давайте возьмем нейтральный, холодный и теплый источники света и посмотрим, что произойдет с цветами на наших кубиках.

Для сравнения я специально подставил внизу каждого пробника образец с нейтральным белым освещением. И в теплом, и в холодном свете присутствует много цветов спектра, поэтому объекты не теряют в светлоте, их цвета не меняются сильно. Но разница все же есть.

При холодном освещении синий кубик выглядит очень насыщенно, а красный и бежевый скорее уходят в серый. Под теплым освещением происходит обратный эффект.

  • Нейтральный белый свет. Видны все цвета.
Рисуем тени. 10 советов
  • Холодный свет. Красный и бежевый теряют в насыщенности – синий и зеленый прибавляют.
Цвет и тон: где логика?
  • Теплый свет. Красный и бежевый прибавляют в насыщенности – синий и зеленый теряют в насыщенности и тоне.
Цвет и тон: где логика?

Цвет усиливается от переотражений

Посмотрим, что происходит с тенями на объектах пастельных оттенков, когда они попадают в окружение сходных цветов. Окружение имеет теплый серый оттенок, выступая в качестве источника теплого рассеянного освещения. Кубик примерно того же оттенка.

Цвета сочетаются, суммируются друг с другом, отчего тень смотрится очень насыщенной, почти оранжевой. Особенно хорошо это видно, если сравнить тень на кубике с тенью на белом шарике.

Благодаря этому эффекту на предметах ненасыщенных оттенков часто возникают довольно цветастые тени.
Цвет и тон: где логика?

Применяем в рисовании кожи

Это явление особенно явно проявляется на коже. Порой одни участки тела становятся своего рода источниками света, отражая рефлексы на иные области кожи, из-за чего эффект еще сильнее усиливается. На тело падает белый свет, далее он окрашивается в теплый сероватый оттенок, а потом подсвечивает тень насыщенным цветом.

Я часто подмечаю этот эффект, когда пишу с натуры. Вы и сами удивитесь, как много на коже, оказывается, ярких и сильных оттенков!
Цвет и тон: где логика?

Еще статьи по теме:

07.10.2023
31.08.2023
29.08.2023
02.08.2023
28.07.2023
07.07.2023
01.12.2022
22.11.2022
03.11.2022
12.10.2022
24.09.2023
08.08.2023
20.07.2023
30.06.2023
15.06.2023
28.05.2023
21.04.2023
27.02.2023
03.02.2023
29.12.2022
18.12.2022
01.05.2024
Тебе могут быть интересны
Курсы школы
Интересует что-то еще?
Напиши нам и мы ответим на все вопросы