По сути это и есть ваш рисунок. Если быть точнее, то это то, как объекты, свет, цвет, динамика и другие составляющие работают вместе на холсте.
Правильная композиция не просто сделает картинку интереснее, но и поможет манипулировать взглядом зрителя и, конечно, рассказать целую историю.
Правило третей
Как работает? В точках пересечения линий разбейте холст по вертикали и по горизонтали как здесь: получилась сетка.
Зоны внимания.
Суть в том, что главные объекты стоит расположить в областях пересечений.
Объекты получают больше внимания. Старайтесь располагать ключевые для сюжета события именно там.
Разберем пример: Важные объекты картины расположены на пересечении линий. К тому же, хорошо показано напряжение между охотником и вепрем за счет того, что они расположены по диагонали друг напротив друга.
Автор: П. Рубенс «Охота на калидонского вепря»
Контраст
Контраст позволяет выделить объект и заставляет зрителя сразу обратить внимание на него. Контраст может быть не только за счет цвета, но и за счет размеров, например.
Разберем тональный контраст на примере: В черно-белом виде хорошо видно, как выделяется Сусанна, поэтому мы сразу обращаем на нее внимание.
Автор: П. Басин «Сусанна, застигнутая старцами в купальне»
Золотое сечение
Принцип, который сделает любой арт идеальным (нет). На самом деле, так же как и другие способы построения композиции, золотое сечение не всегда может подойти, и уж тем более не является рецептом идеального рисунка.
В чем суть золотого сечения?
Если смотреть с математической точки, то это деление отрезка на части, где меньшая часть относится к большей также, как большая ко всему отрезку.
Такой принцип считается идеальным ещё и потому, что часто встречается в природе, но давайте признаем, это не панацея от всех наших художественных проблем.
Даже есть формула: a:b = b:c
Направляющие
Линии, которые направляют взгляд зрителя в нужную точку. Они могут быть явными, как, например, мечи в руках, так и неявными — расщелина, линии на стенах.
Как на примере:
Автор: Artem Demura
Горизонтали, вертикали и диагонали
Использование горизонталей и вертикалей в рисунке создает ощущение статики, спокойствия или, наоборот, напряжения.
При этом стоит помнить о том, что горизонтали и вертикали должны балансироваться друг другом.
Если у нас есть одна большая линия (горизон на картине), мы можем сбалансировать её несколькими небольшими вертикалями (деревья).
Автор: И. Шишкин «Рожь»
Динамика и движение
Диагонали, в отличие от горизонталей и вертикалей, создают в рисунке ощущение динамики и движения.
НО! Здесь также не нужно забывать о балансе: каждому движению нужно противодвижение
Автор: Yang Chan
Каждой линии противопоставляется другая линия, это делает картинку более сбалансированной и не создаёт ощущения «чего-то не хватает».
Автор: Vadim Romanov
Фрейминг или обрамление
Его можно создать с помощью объектов, затемнений и эффекта боке — расфокусировкой / размытия объектов, для визуального выделения главного объекта.
Например на работе Jem Flores видно и затемнение по краям, и расфокусировку объектов спереди и на заднем плане. А также тут есть обрамление объектами.
Автор: Yang Chan
Немного об ошибках
Залипания/касания — когда объекты случайно касаются друг друга. Такие касания могут привлечь к себе ненужное внимание.
Автор: Yang Chan
Одинаковые размеры объектов, расстояния и т.д. — делают картинку скучной в такой композиции, глазу зрителя на за что зацепиться. Первый пример — скучно, второй — лучше, третий — отлично!
Автор: Yang Chan
И помните, композиция не имеет четких правил, вы можете использовать любые приемы, которые вам нравятся и не ограничиваться одним, даже в пределах одного арта.
Главная задача композиции, рассказать историю зрителю, а каким путем вы будете это делать — решать только вам!