Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне

Оглавление

Цвет и композиция в графическом дизайне играют особую роль. Чтобы создавать эстетически приятные и работающие дизайны, нужно понимать законы визуального языка и уметь использовать принципы композиции и цвета в соответствии с целью проекта.

Подробнее о композиции, колористике и их использовании в дизайне поговорим в нашей статье.

Введение в композицию в дизайне

Композиция в дизайне — это расположение и организация визуальных объектов, связь и сочетание между элементами на плоскости или в пространстве. Соотношение элементов в любом проекте — плакате, логотипе или картине — считывается человеческим глазом в первую очередь, донося определенную информацию и формируя эмоциональное впечатление.

Немецко-американские психологи и основоположники гештальтпсихологии Макс Вертгеймер и Курт Коффка в начале XX века исследовали особенности восприятия человека. Ряд экспериментов показал, что человеческий мозг, обрабатывая полученные сложные образы, стремится группировать и объединять похожие элементы в нем, тем самым упрощая образ.

Это говорит о том, что люди воспринимают композицию подсознательно. Элементы любого визуального проекта влияют и усиливают друг друга, вызывая у смотрящего положительную, отрицательную или нейтральную реакцию. Поэтому знание законов композиции лежит в основе всех дизайнерских проектов.

Чтобы освоить профессию графического дизайнера с нуля и научиться работать с композицией в этом направлении, приходи на «курсы графического дизайна онлайн».

Виды композиции в дизайне

Выделяют следующие виды композиции в дизайне.

Симметричная и ассиметричная

Симметричная композиция предполагает организацию элементов равновесно относительно определенной оси или точки. Такая композиция вызывает у зрителя, как правило, чувство прекрасного, ощущение статичности, порядка и гармонии.

Ассиметричная композиция напротив, предполагает неравномерное распределение элементов, что создает динамику, ощущение энергии, хаоса, но при этом вызывает визуальный интерес.
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Примеры симметричной и асимметричной композиции
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Пример симметричной композиции: картина Августа Леопольда Эгга «Путешествующие компаньонки»
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Пример асимметричной композиции: картина В. В. Кандинского «Композиция VIII»

Закрытая и открытая

Закрытая композиция направляет внимание зрителя на один главный объект. Как правило, все детали такой композиции находятся внутри одного кадра, рамки. Такой подход концентрирует внимание зрителя, создает ощущение логической завершенности и устойчивости.

Открытый тип композиции сдвигает фокус внимания за границы, дает возможность взгляду двигаться и активно взаимодействовать с визуалом. Проекты с открытой композицией дают ощущение свободы и продолжения истории.
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Примеры закрытой и открытой композиции
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Пример закрытой композиции: икона Андрея Рублева «Троица»
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Пример открытой композиции: картина И. И. Шишкина «Рожь»

Динамичная и статичная

В динамичной композиции элементы расположены в определенном направлении или наклоне, создавая ощущение движения, энергии, перемен.

Статичная композиция — это покой и устойчивость. В такой композиции могут быть подчеркнуты вертикальные и горизонтальные доминанты, создавая эффект спокойствия и умиротворенности.
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Примеры динамичной и статичной композиции
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Пример динамичной композиции: картина А. А. Дейнеки «Высадка десанта»
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Пример статичной композиции: картина В. М. Васнецова «Богатыри»

Фокусная и текстурная

При фокусной композиции выделяется главный элемент, вокруг которого формируются другие графические детали. Такая композиция используется, когда необходимо заострить внимание на чем-то определенном.

Текстурная композиция притягивает внимание зрителя за счет изображенных текстур и материалов. Пробуждает сенсорные ощущения, добавляет глубину визуалу.
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Пример фокусной композиции в рекламе
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Пример текстурной композиции в рекламе

Основные принципы в композиции

Золотое сечение

Или «божественная пропорция». В дизайне Золотое сечение представляет собой деление пространства на неравные части, что делает композицию более сбалансированной и гармоничной. Правило Золотого сечения основано на природных пропорциях, встречающихся в мире, поэтому используется для создания более сложных и эстетических дизайнов.
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Правило Золотого сечения на примере интерьера

Правило третей

Это упрощенная версия Золотого сечения, при котором изображение делится на три равные части по горизонтали и вертикали, а ключевые элементы размещаются на пересечении этих линий, либо вдоль них. Благодаря этому подходу, создается визуальный баланс и композиция выглядит более динамичной.
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Пример использования правила третей

Контраст

Это разница между элементами, которая создает визуальную иерархию, напряжение и интерес.
Виды контрастов в дизайне:

  1. Цветовой контраст (использование противоположных цветов, например, белый текст на черном фоне)
  2. Контраст размеров (чередование крупных визуальных элементов и более мелких)
  3. Контраст форм (использование различных геометрических фигур и линий)
  4. Контраст текстур (соединение разных текстур и материалов, например, бархатная ткань и стеклянные бусы)
  5. Контраст направления (элементы, направленные в разные стороны, создают динамику и ведут взгляд зрителя по определенной траектории)
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Примеры контрастов в дизайне

Гармония

Единство и гармония в дизайне — это согласованность и баланс всех элементов, что создает целостное впечатление. Здесь используют повторяющиеся элементы (формы, цвета, текстуры), чтобы связать воедино разные части дизайна.
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Пример гармонии в дизайне

Доминанта или композиционный центр

Главный элемент, на котором фокусируется внимание и весь замысел визуала. Остальные элементы располагаются так, чтобы направить внимание зрителя на главный объект или геометрический центр композиции.
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Пример доминанты в дизайне

Ритм

Это повторение или расположение элементов с учетом расстояния между ними в композиционной структуре. Иллюстрации без доминант в композиции, но с четким ритмическим рядом, называют паттернами.

Основные виды ритма:
  • Повторяющийся — одинаковые элементы, которые дублируются на разных интервалах (например, иконки в интерфейсе)
  • Альтернативный — чередование разных элементов или разных цветов (например, макеты со сменой цветовых блоков)
  • Прогрессивный — элементы изменяются постепенно (например, градиент или последовательность кадров в анимации)
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Пример ритма в дизайне

Контрформа

Это пустое, негативное пространство, которое окружает объект. В дизайне контрформа взаимодействует с интерактивными элементами и текстом и воспринимается не как «пустое» пространство, а как полноценный элемент композиции.
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Пример контрформы в дизайне

Важные элементы композиции

Все компоненты и составляющие композиции работают вместе, делая дизайн продукта не только привлекательным и гармоничным, но и функциональным.

Основные элементы композиции: линии, формы, цвета, текстуры и пространство.

Линии

Выстраивание композиции по линиям в дизайне помогает разделить пространство на информационные зоны, связать разные фрагменты, создать иллюзию движения или привлечь внимание зрителя к важному элементу.

Формы

Формы задают настроение, организуют пространство. Контур объекта может быть в виде простой геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник) или, например, в виде органического силуэта (лист растения или волна).Острые, четкие, резкие фигуры призывают к действию и заставляют сосредоточиться, в то время как более округлые и мягкие формы вызывают спокойствие.

Цвета

Цвет - важный элемент визуальной структуры и акцента. Он создает иерархию, управляет вниманием, усиливает взаимодействие всех компонентов. Цвет в композиции дизайна - важный сенсорный инструмент, к тому же - очень ассоциативный. Например, красный цвет ассоциируется с энергией, страстью, а зеленый - с гармонией, чистотой и молодостью.

Текстуры

Изображение какой-либо текстуры или материала добавляет глубину, объем и правдоподобность. Это может использоваться для создания реалистичного эффекта, передачи ощущений и формирования определенного восприятия композиции в целом.

Пространство

Пространство делится на позитивное и негативное. Позитивное пространство наполнено элементами, негативное - пустотой. Пример негативного пространства - отступы между абзацами в тексте, расстояния между объектами дизайна. Работа с пространствами - важная часть при выстраивании композиционной структуры.

Цвет в композиции

Невероятное разнообразие цветов, оттенков, градиентов и комбинаций присутствует в окружающем нас мире. В дизайне, живописи, иллюстрации и во множестве других сфер цвета имеют огромное значение и являются одним из влиятельных факторов на человеческие эмоции и психику.

Для более грамотного и эффективного использования цветов в графическом дизайне, необходимо знать основы теории цвета.

Теория цвета — это область знаний, научных принципов и художественных подходов, которые объясняют взаимодействие цветов, тонов и оттенков, их использование в визуальном искусстве и влияние на эмоциональное состояние человека.

Еще жители Древних цивилизаций стремились получить разные пигменты с помощью минералов, угля или животного жира. Художники разных эпох развивали живопись и исследовали цвет, а в 1672 году Исаак Ньютон провел эксперимент с призмой и открыл, что белый цвет состоит из всех видимых цветов спектра.

В современном дизайне часто используют Цветовой круг Иттена — схему, которую разработал швейцарский художник, теоретик искусства и преподаватель Баухауса Иоганнес Иттен.
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Круг Иттена состоит из 12 секторов и разделен на первичные, вторичные и третичные цвета.
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
  • Первичные цвета — красный, синий и желтый. Они служат основой для создания всех других цветов.
  • Вторичные цвета — оранжевый, зеленый и фиолетовый. Они получаются при смешивании первичных цветов.
  • Третичные цвета — цвета, которые получают путем смешивания первичных и вторичных цветов.

Термины колористики

  • Тон — светотеневая характеристика оттенка, может называться соответствующим цветом.
  • Хроматичность — чистота цвета. Высокая хроматичность тона — это отсутствие в нем белого, серого и черного. Также хроматичность называют еще «сочностью», количеством цвета и в цвете.
  • Примесь белого, серого и черного в тоне дает ахроматичные цвета.
  • Насыщенность — интенсивность цвета при различных условиях освещения. Определение, насколько цвет чист и визуально интенсивен.
  • Тональность — цвет, разбавленный серым. Тональность регулирует интенсивность цвета и уровень контрастности.
  • Тень — затемнение цвета путем добавления в его тон черного.
  • Оттенок — отражение, сколько белого было добавлено к цвету, что создает вариацию по яркости и насыщенность внутри одного цвета.

Цветовые палитры

Цветовые палитры образуются путем смешивания цветов в поиске нужных комбинаций. Цвет в композиции дизайна играет важную роль, поэтому дизайнеры используют цветовые палитры, чтобы добиться нужных красочных решений и получить привлекательный, согласованный дизайн.

В эпоху CG цветовые палитры представляются в форме HEX-кодов: определенный код обозначает определенный цвет в виртуальной интерфейсе.
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Пример HEX-кодов цветовой палитры

Виды цветовых палитр

Монохроматическая

Использование одного цвета, его тональности и теней. Используется для создания гармоничного дизайна.


Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Аналоговая

Основывается на использовании цветов, соседствующих на цветовом круге. Такая палитра применяется в тех дизайнерских решениях, где не нужны контрасты.
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Комплементарная

Состоит из двух противоположных цветов круга. В отличии от предыдущего вида, задает контраст композиции.
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Сплит-комплементарная

Похожа на комплементарную палитру, только в этом случае один из цветов разбивается на два соседних, образуя некий треугольник.
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Триадическая

Состоит из трех равноудаленных друг от друга цветов круга. Это создает контраст и гармонию.
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Прямоугольная

Включает в себя две пары комплиментарных цветов. Чаще используется при работе с фотографией и графикой.

Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Квадратная

Гамма из четырех равноудаленных на круге цветов. Подходит для создания ярких и сочных композиций.
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне

Цветовые модели

В дизайне используется несколько цветовых моделей:

Аддитивная или RGB (Red, Green, Blue) — цветовая модель из комбинации световых потоков красного, зеленого и синего цветов. Аддитивные цветовые модели используются в цифровых устройствах, фотографии и видео, а также в графическом дизайне.

Субтрактивная или CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Key) — цветовая схема, в которой цвет формируется путем вычитания первичных цветов из белого. Здесь смешиваются краски, поглощающие свет — голубой, пурпурный и желтый.

LAB — цветовая модель, состоящая из трех параметров:
  • L (Lightness) — яркость объекта
  • A — координаты цвета от зеленого до красного
  • B — координаты цвета от синего до желтого

Эта модель минимизирует искажения цвета, что важно, например, для брендовых проектов, где важна передача точного оттенка на всех носителях.

HSB (Hue, Saturation, Brightness) — цветовая модель, основанная на интуитивном описании цветов с точки зрения человеческого восприятия.

  • Hue (Оттенок) — определяет основной цвет
  • Saturation (Насыщенность) — определяет интенсивность цвета
  • Brightness (Яркость) — определяет уровень света и тени

Эта модель используется в графических редакторах для удобного выбора цвета.
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне

Психология цвета

Психология цвета — отдельная область в психологии, которая изучает воздействие цветов на психоэмоциональное состояние человека.

Согласно исследованиям, яркие и насыщенные цвета вызывают положительные эмоции у людей, в то время как темные оттенки навевают грустные, хмурые настроения. Например, красные, оранжевые, желтые оттенки ассоциируются с ощущением тепла и энергией, синие — с холодом и спокойствием, зеленые — с природой и гармонией.

Конечно, это работает не в ста процентах случаев, поскольку эмоциональные реакции на цвет обусловлены множеством факторов: освещением, климатом, формой и размерами самого носителя цвета, индивидуальными характеристиками зрителя и т. д.

Работая с цветом, всегда нужно учитывать также и культурные различия. Например, в некоторых западных странах белый цвет олицетворяет чистоту и надежду, однако в ряде других культур этот цвет является траурным, его связывают с утратой и печалью.

Понимание психологии цвета помогает дизайнерам и CG специалистам использовать цвета грамотно и стратегически, создавая запоминающийся образ или композицию и формируя определенное отношение аудитории.

Практические советы по созданию композиции

Работа с композицией в дизайне — это работа с информацией. Цвет, формы, символы, шрифты и т. д. — элементы визуального языка, которые передают определенную информацию зрителю.

Хорошая и грамотная композиция отражает информацию понятно, просто и выразительно. Что может помочь при работе эффективной композиционной структурой?

Композиционный анализ

Прежде чем начать работу над своим проектом, проанализируйте аналогичные изображения, интерфейсы, плакаты. Задайте вопросы:
  • Что привлекает ваше внимание? Почему?
  • Что является главным фокусом композиции? Какая цель у нее?
  • Какие эмоции вызывает работа? Какие элементы композиции формируют у вас эти эмоции?

Особенности восприятия

Помните про признаки, по которым человек подсознательно объединяет элементы в композицию:
  • Подобие (группировка объектов с одинаковыми характеристиками: цвет, форма, размер)
  • Беспрерывность (нахождение объектов на одной линии воспринимается как единая группа)
  • Близость (мы также считаем объекты единой группой, если они расположены рядом)
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне

Акценты

Согласно исследованиям немецкого философа и теоретика Рудольфа Арнхейма, каждое изображением имеет конкретные точки притяжения. И если в композиции нет акцентов, взгляд зрителя будет фокусироваться в центре и на четырех углах прямоугольной плоскости.
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
Существует также диаграмма Гутенберга, согласно которой взгляд движется от левого верхнего угла к правому нижнему.
Основные принципы использования цвета и композиции в дизайне
  1. Первичная зрительная область: чтение начинается отсюда, поэтому в этом углу размещают самую важную информацию или логотип.
  2. Область с высоким потенциалом: здесь тоже можно размещать важную информацию . Здесь можно размещать контактную информацию или строку поиска.
  3. Область с низким потенциалом: наименее просматриваемое место. Если здесь не будет ярких, весомых компонентов, пространство этого угла останется незамеченным.
  4. Заключительная область: зона решений или зона CTA (call to action) (записаться на курс, пойти на мероприятие, задать вопрос и т.д.)

Баланс

Сочетание текста и изображений на одном поле имеет большое значение. Баланс в композиции может быть симметричным и асимметричным. К примеру, разрабатывая дизайн веб-страницы, можно расположить текст слева, а изображения — справа. Это создаст интересный баланс композиции.

Пропорции

Хорошо подобранные пропорции выделяют главное и гармонизируют все составляющие композиции. Например, на сайте кафе изображение блюд может занимать 50% площади, а описание к ним и меню — 25%. Делая акцент на блюде, мы привлекаем внимание зрителя и пробуждаем аппетит.

Теория цвета

Изучайте теорию и психологию цвета. Используйте цветовые схемы, играйте с цветом и контрастом. Пользуйтесь специальными сервисами, которые подбирают гармоничные сочетания оттенков (например, Adobe Color или Color Scheme).

Шрифты

В композиции лучше использовать понятные, читаемые шрифты, простые и большие буквы.

Негативное пространство

Не нужно стремиться избежать пустот в вашей композиции. Негативное пространство дает больше воздуха и помогает зрителю лучше воспринимать всю визуальную информацию.

Важные элементы композиции

Композиция — это основа дизайна, понимание законов этой важной дисциплины делает работу дизайнера уверенной и профессиональной. Как и колористика, которая является достаточно сложной наукой, может помочь в достижении высокой эстетичности конечного результата.

Композиция и цвет идут рука об руку, поэтому знание правил и законов этих областей может помочь избежать ряда ошибок и даст свободу убедительно выражать свои идеи.
Еще статьи по теме:
    Тебе могут быть интересны
    Курсы школы
    Интересует что-то еще?
    Напиши нам и мы ответим на все вопросы