Цвет и тон: где логика? Перевод

Оглавление

Цвет и тон: где логика?

Цвета без света не бывает

Цвет — это свойство света. Стало быть, там, где нет света, нет и цвета.

В кромешной темноте цвета различимы не будут, это каждому ясно. А что, если мы поставим светильник и начнем постепенно снижать его яркость? Мы заметим, что цвета постепенно теряют в насыщенности и сливаются в одно темное пятно.

Это основополагающая идея, которая поможет вам в работе с цветом.
Цвет и тон: где логика?

Больше света - насыщенней цвет

Цвет и тон: где логика?
В пределах формы цвет и тон плотно связаны друг с другом. Общее правило таково - чем светлее тон, тем насыщенней оттенок. Именно этому принципу в основном и следуют в традиционной живописи.

По мере разворота поверхности к свету её тон становится светлее, и наоборот. Соответственно и оттенки в освещенных областях будут насыщеннее. Ну а пик насыщенности мы увидим на самом светлом участке.

Начинающие художники часто нарушают это правило. Они просто добавляют белого в освещенные области, отчего объект смотрится так, будто покрыт пылью или мелом.

Иллюзия насыщенности

Цвет и тон: где логика?
Соотношение яркости и насыщенности часто затемняет следующая иллюзия: нашим глазам кажется, будто цвета в тени насыщенней, чем они есть на самом деле.

Взгляните на картинку. Если отделить цвета от окружения, то мы заметим, что оттенок у светлых квадратиков на теневой стороне такой же, как у темного участка на освещенной половине. И все же нам кажется, что цвет шашечек в тени куда насыщенней!

От этой иллюзии нелегко избавиться. Она доставляет много хлопот во время работы с цветом.

Но есть одна хитрость. Чтобы добиться нужного цвета в тени, возьмите оттенок с освещенной стороны, понизьте его насыщенность и сделайте потемнее - но чуть сильнее, чем кажется уместным.

Блики нарушают правила

Разумеется, простым соотношением тона и цвета дело не ограничивается.

На фотографии видно пятно, которое нарушает наше стройное правило.

Я говорю про блик. Это самое светлое место на объекте, но по насыщенности оно проигрывает окружению. В чем же дело?
Цвет и тон: где логика?

Матовый или отражающий?

Для начала обсудим, что такое блик. Для этого нужно разобраться в разнице между матовыми и отражающими материалами.

К матовым принадлежит большинство материалов, которые мы видим вокруг себя. Обращенные к свету области на таких объектах светлее и насыщеннее. Их в рисовании обычно так и называют - свет.
Отражающие материалы в природе встречаются нечасто - в основном это металлические рукотворные объекты. Такие материалы выступают в качестве зеркал, отражая все, что находится вокруг. Блик на них тоже является отражением.

Из всего вышесказанного можно вывести следующее правило: цвет матовых объектов зависит от света, а оттенки отражающих объектов - от окружения.

В реальности чисто матовые или отражающие объекты встречаются редко; чаще это некая комбинация, где некий компонент выражен больше другого.
Цвет и тон: где логика?

Только матовый

Попробуем отделить обе составляющие этого материала друг от друга.

Верхний снимок отображает то, как сцена выглядела на самом деле. На нижнем мы удалили блик. Как видите, наше правило о том, что самые светлые области также являются наиболее насыщенными, вполне соблюдается.

На самом деле, блик его и не нарушает. Блик — это отражение. Просто материал шарика настолько близок к матовому, что отражается на нем лишь самое главное - источник света. Обычно цвет света близок к белому, поэтому и блик выглядит ярким и ненасыщенным.

Вот вам практическая рекомендация.
  • Блик - рисуем очень ярким, но ненасыщенным оттенком.
  • Свет - рисуем яркими и насыщенными оттенками.
Цвет и тон: где логика?

Сводим все воедино

Что ж, мы выяснили, как свет обрисовывает форму. Но как эти знания применить на практике? Во-первых, блик и свет мы рисуем отдельно, ведь, как мы выяснили, оттенки мы будем использовать совершенно разные. Во-вторых, большинство объектов тяготеют к матовости, а потому оттенки на них по мере высветления тона будут становиться насыщеннее.

Работая со светом и тенью, мы можем смешивать цвета и делать переходы без опаски. А вот блик стоит оставить в покое - ведь он куда менее насыщенный, чем окружение. Новички часто делают растяжки от блика, отчего освещенная область у них смотрится белесой, будто бы пыльной.
Цвет и тон: где логика?

Эффект Френеля

Напоследок поговорим о том, как на цвета объекта влияет окружение.

Чем острее угол поверхности относительно нашего взгляда, тем проще нам будет заметить влияние окружения на эту область.

Подобное явление называется эффектом Френеля. Я не буду объяснять научные причины этого явления. нам достаточно того, что отражательные свойства поверхности будут заметнее, если плоскость развернута к направлению взгляда под острым углом. Как мы уже говорили, отражающие материалы реагируют на окружение подобно зеркалу.

Соответственно, оттенки в таких областях будут сдвигаться в сторону цветов окружения.

Эффект Френеля обычно едва заметен. Однако в цветном окружении его опознать куда проще. Взгляните на то, как верх кубика перенимает цвета окружения!
Цвет и тон: где логика?
А теперь попробуем поместить объекты в другое окружение, при этом не меняя цветов поверхности!

Насколько странно, не к месту они смотрятся! Заметьте, что расположенные под углом стороны на обеих картинках имеют непохожие оттенки. А вот передние плоскости - наоборот, очень похожи.

Эффект Френеля незаменим, если вы хотите реалистично показать объект в контексте. Всегда думайте о предмете и его окружении как об одном целом.
Цвет и тон: где логика?

Думаем про фон

Как это применить в работе? Очень просто: чтобы объект смотрелся частью сцены, нужно обращать внимание на расположенные под углом плоскости и смещать их оттенки в сторону цвета фона.

На примерах заметно, что такие плоскости по цвету находятся примерно между средним оттенком кожи и тоном задника. Грубо говоря, если плоскость смотрит на нас, то она будет окрашена в цвет объекта. А вот на расположенные под углом поверхности сильное влияние окажет цвет окружения.

Попробуйте осмотреться вокруг и понаблюдать за теми эффектами и принципами, которые мы сегодня обсуждали. Ну а чтобы они не остались пустым звуком, обязательно постарайтесь проверить их на практике, в рисовании!
Цвет и тон: где логика?

Еще статьи по теме:

07.10.2023
31.08.2023
29.08.2023
02.08.2023
28.07.2023
07.07.2023
01.12.2022
22.11.2022
03.11.2022
12.10.2022
24.09.2023
08.08.2023
20.07.2023
30.06.2023
15.06.2023
28.05.2023
21.04.2023
27.02.2023
03.02.2023
29.12.2022
18.12.2022
01.05.2024
Тебе могут быть интересны
Курсы школы
Интересует что-то еще?
Напиши нам и мы ответим на все вопросы