Всё, что вы хотели знать о штриховке

Оглавление

Что такое штрих

Штрих — важнейший инструмент для передачи тона, текстуры и объёмов в графическом рисунке.

Даже сейчас, когда мы вступили в эру цифрового рисунка, подарившего всем возможность использовать любые кисти и быстро создавать удивительные текстуры, штрих остаётся фундаментально значимым.

С его помощью художники не только передают объём предметов и преломление света на разных формах, но и создают собственный, узнаваемый стиль рисунка.
Примеры академического рисунка.

Штрих в академическом рисунке

В академическом рисунке, штриховкой заполняется практически всё пространство холста, кроме самых ярких световых акцентов и бликов. Однако, внимательный зритель заметит, что между отдельными штрихами остаётся немного «воздуха», это придаёт приятную текстуру всей работе, оставляя рисунок «чистым» и читаемым.

Штрих в цифровом рисунке

В цифровом же рисунке, правила будут немного отличаться и заполнять весь предмет или холст исключительно штриховкой вам, скорей всего, уже не понадобится, но основной смысл применения штриховки сохраняется — показать объём, текстуру и форму через преломление света на поверхности предмета.
  • Чтобы показать объем предмета, штриховка кладется по его форме. Каждый штрих повторяет изгиб поверхности предмета и показывает степень её отдалённости от источника света. Чем больше поверхность отвёрнута от света — тем интенсивнее и темнее штриховка.
  • Не забывайте про рефлексы, которые тоже являются важной частью взаимодействия света с формой. Сделав штриховку менее насыщенной с теневой стороны, в месте отражения непрямого света с поверхности, вы подчеркнёте общую форму.
  • Всегда тренируйте руку перед началом штриховки! Чтобы штрих был «звонким», потренируйтесь перед рисунком наносить линии нужной глубины и длинны одним росчерком.
  • Не вращайте холст! Тренируйтесь накладывать штрих по форме не вращая холст. Научившись делать так, вы быстрее поставите руку и ускорите процесс рисования.
  • Также как и при рисовании натуральными материалами, при рисовании в цифре вам тоже следует найти удобный для себя инструмент. Поэкспериментируйте с кистями и вы найдёте наиболее подходящую.
  • При набрасывании формы, сохраняйте технические линии построения, но делайте их светлее. Обязательно начинайте штриховку на новом слое, делая нижний светлее (если рисуете в СG). Не бойтесь сохранять линии построения — это делает форму яснее, а рисунок приобретает стиль.
Самое главное: тональные растяжки. Они хорошо работают и для цифрового рисунка и для натурального. Создавая штриховку по форме градиентом, от тёмного к светлому, вы создаёте мягкий переход от тени к свету. В случаях с мягкими формами, без резких граней, это даст очень красивый, реалистичный эффект.И ствол и крона, все в реальности имеет объём.
Всё, что вы хотели знать о штриховке
Тональная растяжка
Всё, что вы хотели знать о штриховке
Пример академической штриховки по форме

Разминка

Чтобы разогреться и поставить штрих — используйте такую разминку.

Расчертите лист произвольными, диагональными линиями и на 100% отдалении, не приближая, заштриховывайте получившиеся ячейки, создавая в них растяжки в разных направлениях:
Всё, что вы хотели знать о штриховке
Лучшая разминка для постановки штриха
Вы может выбрать любой стиль простой штриховки, главное, чтобы вам было удобно накладывать её по форме разных объектов.
Всё, что вы хотели знать о штриховке
Варианты штриховки
Помните: способов наложения штриховки гораздо больше чем только «по форме», но, тем не менее, этот основной. Именно его вам стоит освоить прежде чем переходить к экспериментам.

Возьмите за основу сферу и попробуйте разные манеры штриховки по форме. Самым тёмным местом на сфере окажется «линия светораздела» или «терминатор».

Линия светораздела или терминатор — это место где форма сферы преломляется, и разделяется на освещённую и теневую стороны. Именно здесь штриховка будет наиболее насыщенной. Чтобы подчеркнуть форму, нужно действовать именно отсюда, смягчая штриховку на стороне источника света и сохраняя, с небольшим осветлением к месту рефлекса в тени.
Всё, что вы хотели знать о штриховке
Примеры светораздела на сферах и штриховок
Тренируясь на простой сфере, штрихуя по форме, вы быстро набъёте руку и перейдёте к более сложным предметам.

Принцип штриховки везде сохраняется: от линии светораздела к световому удару и рефлексу. От самого темного места и по форме к светлым.

При этом, в отличие от академических, сложных постановок, вам достаточно сохранять лёгкость в штриховке таких быстрых, учебных набросков. Можно показать просто штриховку по форме в месте линии светораздела, этого достаточно чтобы создать объём и игру света на объекте.

Смотрите примеры в работах с курса «2D рисунок BASIS».

Эксперименты

Освоив это — переходим к экспериментам!

Как мы уже говорили, штриховка — позволяет создать текстурность и стиль.

Если отталкиваться не от формы, но от света и тени или линий построения, то можно получить потрясающие, интересные варианты.

Взгляните на эти примеры с яблоком.
Всё, что вы хотели знать о штриховке
Текстурная штриховка
Создавая разные паттерны штриховкой, вы можете придать объекту интересную текстуру и изменить его форму.

С помощью такой штриховки можно не только показывать тон и объём, но и детали материалов, и создавать особенные для вашего стиля приёмы.

Попробуйте создать несколько квадратов на холсте и заполнить их разной штриховкой, с разным, повторяющимся узором.

Как на примере ниже.
А теперь попробуйте применить самые удачные находки на объёмных фигурах и посмотрите, что получится.

Для более удачных вариантов сохраняйте принцип растяжек: от насыщенной штриховки в месте «терминатора» до разряженной в областях световых ударов и рефлексов.

В цифровом рисунке, грамотно сочетая штриховку по форме с текстурной штриховкой можно создать интересный стиль в работе.
Всё, что вы хотели знать о штриховке
Эффекты текстурной штриховки
Разберём примеры разного применения штриховки ниже.
Всё, что вы хотели знать о штриховке
Работа с курса «2D рисунок»
Выше, на примере работы с курса «2D рисунок BASIS», вы можете видеть как штриховка по форме комбинируется с текстурной.

Штриховка по форме показывает глубину и подчёркивает грани, а паттерн созданный другим штрихом, делает рисунок интереснее и показывает текстуру.
Всё, что вы хотели знать о штриховке
Работа Kai Yi
Посмотрите внимательно на концепты персонажей от Kai Yi.

В своих работах, с помощью штриха, он создаёт рисунок текстур и заполняет пустое пространство интересным узором. Лёгкий штрих, в случайных местах на поверхности ткани и доспехов, создаёт эффект «художественной потрёпанности» , что только добавляет стиля и проработанности его концептам.
Работы Daeyoung Park

А здесь, на примере работ Daeyoung Park, вы можете видеть как штрих создаёт паттерны и рисунки. Общая стилистика художника оставляет лайн очень чистым, тем не менее, штрих позволяет нам увидеть текстуру и рисунок на доспехах.
Работы Ami Thompson

В работах Ami Thompson штрих, как и вся работа с линией, стилизованы под классическую, немного «лохматую» рисовку Disney. Не зря, именно Ами стоит за разработкой персонажей и общей стилистики мультфильма «Райя и последний Дракон».

В своих работах, Ами, явно использует инструмент имитирующий сухие чернила или карандаш. Даже в цветных иллюстрациях, с помощью штриховки, она создаёт не толко текстурность на материалах, но и интересный, глубокий фон.
Работы Yvette Chua

Штрих может присутствовать в ваших работах и в большем количестве. Например в работах Yvette Chua он не просто точечно подчёркивает текстуры и узор, а передаёт светотень и форму объектов, наделяя весь стиль иллюстраций лёгким эффектом ретро и теплотой натуральных материалов.
Работы Carlyn Lim

А стиль Carlyn Lim, за который его зовут в свои проекты все, от Blizzard Entertainment и EA до Bonfire Studios, и вовсе построен на штриховке, включая штриховку цветом, как по форме так и с созданием текстур и рисунков.
Работы Geirrod Van Dyke

Подобно Geirrod Van Dyke, вы можете выстроить всю свою стилистику на нарочитой графичности, используя цифровые имитации натуральных материалов и классический штрих по форме в комбинации с высокой детализацией текстур. Такие изображения эффектно сочетают в себе реализм и стилизацию.

Заключение

В конце концов, только вам решать, какую роль штрих займёт в стиле вашего творчества: будь то графичность и проработанность на уровне академического рисунка или стильная текстурность для уютной картинки как у Tim Mcburnie — всё в ваших руках.

Главное, и пожалуй неизбежное для любого художника, освоить этот важный, художественный приём. Нужно понимать как с его помощью придавать объём, форму, тон и текстуру объектам, а это достигается только практикой.

Никогда не переставайте экспериментировать и искать, и вы найдёте свой собственный штрих!
Всё, что вы хотели знать о штриховке
Работа Tim Mcburnie
Еще статьи по теме:
07.10.2023
31.08.2023
29.08.2023
02.08.2023
28.07.2023
07.07.2023
01.12.2022
22.11.2022
03.11.2022
12.10.2022
24.09.2023
08.08.2023
20.07.2023
30.06.2023
15.06.2023
28.05.2023
21.04.2023
27.02.2023
03.02.2023
29.12.2022
18.12.2022
01.05.2024
Тебе могут быть интересны
Курсы школы
Интересует что-то еще?
Напиши нам и мы ответим на все вопросы