Эстетика — что это и как найти свою?

Оглавление

Что такое эстетика?

Слово "эстетика", вдруг, стало часто употребляемым в нашей повседневной жизни. Все вокруг говорят об «эстетике одежды», «эстетике художника», «эстетике спектакля», «эстетике фильма», «эстетике режиссёра», «эстетике интерьера», «эстетике исторической эпохи», страны, публичных мест и т.д. Но что понятие «эстетика» на самом деле означает, и почему оно стало таким важным?

Сегодня, даже не будучи творческим человеком, тяжело не заметить, как визуальная сторона любого аспекта нашей жизни влияет на наше настроение или выбор продукта. А эстетика — это как раз та область философии, которая изучает, как именно наше эмоциональное восприятие картинки или «красоты» устроено. И когда создатели бренда одежды, художник или блогер грамотно подходят к выстраиванию «своей эстетики», они понимают, какие именно эмоции хотят вызвать у аудитории, в какую атмосферу вас погрузить и как выделятся на фоне остальных. «Эстетические» вещи вызывают у нас приятные эмоции - и вот мы уже готов заплатить за эти чувства любые деньги.

В этой статье, мы подробно разберём феномен «эстетики»( во всех значениях) и расскажем, почему вам стоит задуматься над выстраиванием собственной.

Теория эстетики

Эстетика, как направление философии, пытается найти и описать природу «чувства прекрасного». Эта тема беспокоила многие блестящие умы, и их изыскания подарили нам более лучшее понимание хорошего сценария, композиции, теории цвета, аутентичного искусства и законов создания атмосферы.

Эсте́тика (нем. Ästhetik, от др.-греч. αἴσθησις — «чувство, чувственное восприятие») — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве, как особой форме общественного сознания.

Эстетика — это наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности. Она изучает специфический способ освоения реальности через чувства вдохновения, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, единения в противопоставлении с эмоциями отчаяния, брезгливости и страха.

Предметом эстетики является любая выразительная форма, к какой бы области действительности она ни относилась (искусство, предметы быта, окружающая среда — всё, что можно воспринимать визуально или через воображение). Соответсвенно, практически каждая область нашей общественной жизни может стать объектом эстетического.

Сам термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и в обиходе также для обозначения эстетической (визуально аутентичной) составляющей культуры. В этом смысле можно говорить об эстетике танца, блогера, книги, обряда, ритуала, какого-либо объекта и т. п.
Jakub Rebelka

Изучая и анализируя реакции людей на искусство, исторические события и природные явления, философы обнаружили интересную вещь:
  1. Прекрасное не существует без уродливого
  2. Прекрасное можно найти в уродливом
Наибольший эмоциональный отклик находят именно те вещи, которые несовершенны или не безупречно красивы. Оказывается, что те вещи, которые мы находим красивыми и уникальными настолько, чтобы испытывать к ним чувства, содержат в себе идею. Что-то сотканное из противопоставлений приносит нам гораздо больше удовлетворения от просмотра, чем просто красивый узор без мысли за ним.

Эти эмоциональные контрасты, заставляющие нас переживать, стали эстетическими категориями:
  • прекрасное — безобразное;
  • возвышенное — низменное;
  • трагическое — комическое (юмор, ирония, сатира), ослабленной формой трагического может считаться драматическое;
  • поэтическое — прозаическое;
  • глубокое — поверхностное.
В учебнике «Эстетика» В. Ю. Лебедева и А. М. Прилуцкого выделены следующие эстетические категории:
  • гармония;
  • мера;
  • прекрасное;
  • изящное;
  • возвышенное;
  • трагическое;
  • безобразное;
  • низменное;
  • убогое и омерзительное;
  • комическое.
Некоторыми мыслителями ещё выделяется категория героического. По одной версии, она является проекцией возвышенного в общественной жизни, по другой — проекцией трагического, которая, в свою очередь, оказывается формой выражения возвышенного.

Посмотрите на произведения, которые вам нравятся: фильмы Уэса Андерсена, работы Loish, песни Адель и Florence + Machine, World of Warcraft, Ведьмак или стиль одежды Dark Academia и т.д. — в них есть что-то прекрасное и аутентичное, сопряженное с печальным и пугающим.
Lois van Baarle

Эстетика, как наука, не стояла на месте на протяжении истории человечества. Мы можем выделить несколько исторических эпох развития эстетики, которые ознаменовались важными открытиями в нашем восприятии красоты.

Античная эстетика

Как и многие другие философские изыскания, история эстетики началась в эпоху античности. Уже пифагорейцы интересовались природой такой фундаментальной категории как красота, которая отождествлялась с гармонией и числовой пропорцией. Софисты (Горгий) уже тогда подчеркивали относительность категории прекрасного. Но главным вкладом в развитие науки эстетики, стали труды Платона, который посвятил этому философскому жанру целые произведения. В трактате «Гиппий больший» он впервые отчётливо ставит вопрос «что такое прекрасное?», а в диалоге «Пир» прекрасное ассоциируется с вожделенным, объектом Эроса. В диалоге «Ион» подчёркивается мистический иррациональный характер вдохновения как основы искусства, тогда как в «Государстве» основой искусства предстаёт мимесис.

Мимесис, или мимезис, (др.-греч. μίμησις — подобие, воспроизведение, подражание) — один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле — подражание искусства действительности.

Другим значительным представителем античной эстетики был Аристотель, автор трактата Поэтика (мы настоятельно рекомендуем этот трактат к прочтению всем, кто хочет делать крутые миры, персонажей и сценарии. Всё по-прежнему актуально), где он подробно анализирует драматическое искусство. Суммируя сказанное своими предшественниками, он отмечает существенность чувства в постижении прекрасного и катарсиса, как результата этого постижения.

В поздней античности над проблемами эстетики размышляет Августин, который противопоставляет прекрасное и целесообразное. А Дионисий Ареопагит пытается усмотреть природу красоты в присутствии света, ибо красота привлекает внимание через блеск и яркость.

Средневековая эстетика

Тут всё немного проще. Эстетика стала постигаться через Бога и близость к нему. Например, Исидор Севильский различает три вида красоты: благолепное (decorum), благовидное (speciosus) и благообразное (formosus) — одно красиво в движении (грация), другое по виду, а третье — по сути. Само понимание искусства как подражания природе, сменяется на восприятие его как божественного озарения.

Однако есть и очень важные открытия в этот период: понятие грации и возникновение термина «образ», который уже не копия реальности, а символ высшего мира (воображения).

Гуго Сен-Викторский размышляет над назначением искусства, которое вначале снабжает человека всем необходимым (necessaria), а затем, изощряясь, приводит к пониманию изящного (grata).

Ренессансная эстетика

В эпоху Возрождения эстетика начинает пониматься как элемент гуманистического воспитания. Искусство в меру даёт наслаждение (Козимо Раймонди, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино), в меру отдохновение, в меру тренирует вкус и чувства. В связи с этим зарождается полемика между неоэпикурейцами и неостоиками, которые выясняли, чего же все таки больше в искусстве: наслаждения или назидания?

Николай Кузанский, продолжая средневековую традицию, отмечает субъективный характер вкуса как суждения о прекрасном — «Мир прекрасен, но уродство есть невозможность увидеть прекрасное». Он также впервые понимает искусство как аутентичное творчество человека, то есть производство самобытных форм, не имеющих аналогов в природе. Иными словами, всего каких-то 7-8 веков назад сознательно была признана способность человека создавать собственную эстетику, стиль и мифологию.

Не обошлось без влияния Леонардо да Винчи, который сузил понятие красоты до характеристики визуального восприятия. Однако, помимо внешней красивости, Леонардо да Винчи ценил внутреннее содержание (целесообразность) как важную часть эстетики. Так мы приходим к постижению красоты через контраст и противопоставление с безобразным.

Человечество начинает понимать, что в искусстве имитация может быть прекраснее оригинала. Создавать послания через произведения становится важной частью творчества. Если прекрасное нам просто нравится и действует на нас расслабляюще, то возвышенное и вдохновляющее уже сопряжено со страхом и ужасом.
Происходит осмысление иронии как предпосылки творчества. Ирония, в данном случае означает критический подход, лёгкость в работе с материалом и свободу от авторитетов.

Гёте развивает идею мимезиса, подчёркивая, что подражание развивается в манеру, а манера — в стиль. Также он противопоставляет аллегорию и символ, что в дальнейшем закрепляет Шеллинг. Так что именно этим ребятам и их вкладу в развитие эстетической мысли можно сказать спасибо за то, что мы осознанно можем развивать стилизацию и искать свои пути трансляции собственного видения через копирование и утрирование.

Современная эстетика

Современная эстетика представлена рядом разрозненных направлений. Эстетическая проблематика развивалась в рамках марксизма, психоанализа, экзистенциализма и структурализма. Если Маркс ценил в искусстве прежде всего идейность и способность отражать социальные противоречия, то в психоанализе обращалось внимание на творчество, которое представляло собой сублимацию бессознательного.

Так или иначе, мы можем наблюдать, как с развитием информационных технологий и визуализации всего, что нас окружает, эстетика и презентация себя через неё проникли во все аспекты нашей жизни. «Красота» и эмоции стали важным элементом рекламы и капитализма.

Теперь понятие эстетики полностью ассоциируется с чувствами и атмосферой, которые создаются аутентичным визуальным/воображаемым (например: фэнтази, ситмпанк, сайфай, постапокалипсис) рядом, не обязательно имеющим аналоги в реальности. «Эстетика», в понятии термина самобытной культуры, доступна абсолютно всем. Каждый может создать свой собственый, уникальный, эстетический мир в социальных сетях.

Эстетика для вашего искусства

Эстетика для художника то же, что и орнитология для птиц.
Барнетт Ньюман
Эстетика — это не только про картинку. И эстетика — это не только про стилистику. В любом творчестве, не важно насколько оно основано на реальности, вы презентуете миру своё уникальное мироощущение, которое не заканчивается на визуальных образах. Поэтому искусство и эстетика, как наука о чувствах в восприятии прекрасного, тесно переплетены в жизни каждого творца.

Выше вы можете видеть, какой длинный путь прошла эстетическая мысль, чтобы мы могли с уверенностью сказать, что красота и то, как мы её понимаем, гораздо глубже просто картинки.

Ваше аутентичное творчество состоит не просто из красиво сложенных деталей, но и из вашей личности со всем, что вам нравится, вашими страхами и надеждами, а также, самое главное, из гуманитарных идей стоящих за всем, что вы делаете.

Особенности построения эстетики в своём творчестве

В основе эстетического удовольствия лежит гармония формы и содержания, то есть соответствие предмета некой цели/идее. Визуально в ваших работах эта целесообразность может выступать как продуманная композиция или гармоничное сочетание красок. Чем полнее выражена эта целесообразность формы, тем большее чувство удовольствия оно у нас вызывает. Но как много в этом будет вас? Как зритель запомнит именно вас? Ведь это понятие науки «эстетики», а вам нужно попасть в самобытную эстетику, чтобы стать узнаваемым.

Ваши работы могут вызывать совершенно разные чувства у разных людей. Вы не можете захватить всех своей эстетикой и ставить такую цель вообще не следует. Интересно, что сама «проблема» поиска этого подходящего всем эстетического удовольствия и субъективности чувственного восприятия от человека к человеку – одна из основных проблем, изучаемых эстетикой как наукой! Её пытались разрешить через предположение о существовании понятия всеобщего разума и всеобщей логики мышления, но разве мы можем найти что-то, что нравится всем? Даже если ваше творчество возненавидят, такие сильные эмоции сыграют вам на руку.

Мы не будем усложнять вопросы эстетического познания, ведь всё на самом деле сводится к вашему частному случаю и тому, как вы через своё творчество стремитесь познать мир и рассказать ему о себе.
Используя категории эстетики, визуальные приёмы и темы, которые вам близки, вы можете выстроить единое повествование - нарратив - в своём творчестве. Кто-то может не разделять вашу эстетику, но, самое главное, вы лучше узнаете себя и найдёте единомышленников. Ваше творчество приобретёт единый мотив и станет глубже.

Главное, помните об этих деталях, если хотите сделать ваши идеи читаемыми через эстетику:
  1. Для эстетики характерна логическая связь, соподчиненность, иерархия понятий категорий законов. Отнеситесь к поиску своей эстетики как к выстраиванию мифологии в фэнтази романе: это выдумка, но у этого мира есть своя физика.
  2. Помните об идее. Например, для творчества Хаяо Миядзаки характерны идеи об экологии и антивоенные идеи, и этому подчинено всё в каждой его работе ( от стилистики и сюжета до выбора палитры и музыки). Не теряйте мысль за стремлением к красивой картинке.
В итоге зритель выделяет для себя тех авторов, чья эстетика погружает его в атмосферу и мир, которые ему близки, и приносят то самое эстетическое наслаждение. И, как мы говорили выше, эти эстетические миры тем привлекательнее и живее, чем контрастнее (во всех смыслах) и глубже они становятся. Поэтому не бойтесь говорить о чём-то уродливом в своей собственной манере — это поможет найти вашу аудиторию.

Как развить свою эстетику

Так мы подходим к самому главному: как именно развить свою эстетику?

У нас есть своё понимание прекрасного, свои идеи и своя стилистика. Как объединить всё это во что-то уникальное с нужной атмосферой и эмоциями?

На самом деле, всё не так сложно, ведь вы художник и можете задавать себе эстетику просто не задумываясь. Но добавить больше осознанности и анализа в эту область вашего творчества не будет лишним.

Насмотренность

Первое и самое главное, что позволит вам говорить со зрителями через своё творчество на более высоком, самобытном уровне — это понимание искусства. Развивайте свой художественный вкус и формируйте свои источники вдохновения.

Создайте мудборд с элементами стилей, предметами, местами, цветами и работами художников, которые вам нравятся. Добавьте туда послания, которые вы хотите транслировать через свою эстетику. Изучите направления и элементы, которые соответствуют вашим идеям и могут быть вписаны в ваше видение.

Если вы будете ясно понимать свой образ и эстетику — зрители тоже её увидят. Вы сможете намеренно погружать аудиторию в нужную атмосферу и создавать действительно потрясающий опыт для поклонников вашего творчества.

Осознаное копирование

Копируйте то, что вам нравится и интегрируйте в свой стиль. Только стилистическими элементами это не ограничивается. Берите от жизни всё: зарисовывайте природные элементы, которые находите красивыми, копируйте эффекты, которые вы находите выразительными у других авторов, практикуйтесь в скетчинге исторических костюмов, которые кажутся вам несправедливо забытыми. Всё это, пропущенное через ваше восприятие, станет важным элементом вашей оригинальной эстетики.

Содержание за формой

Об этом мы уже упоминали, но стоит повторить: помните о содержании. Эстетичным мы называем только то искусство, которое содержит в себе мысль, оформленную в приятную глазу форму. Мысль не обязательно должна быть глубокой, но обязательно должна быть вашей. Это может быть на уровне того, что вы находите важным и красивым, но самобытно и оригинально подано.

Просто помните о том, что вы хотите сказать и чем хотите делиться. И, чем чётче вы представляете это, тем яснее станет ваша эстетика.

Окружать себя тем, что вам нравится

Искусство и творец, как личность (если мы не говорим о сторонних проектах, где вам нужно придерживаться определённой эстетики), неотделимы друг от друга. Мы не можем представить Фриду Кало или Сальвадора Дали отдельно от эстетики их творчества. Внешний вид художников, их интересы и презентация себя в обществе — это тоже часть их эстетики. А учитывая то, что в социальных сетях все ищут интересных личностей - это по-прежнему отличный инструмент продвижения для художников. Берите это на заметку. Делитесь с аудиторией тем, что вам нравится и окружайте себя этим.

В вашем творчестве, в вашем стиле одежды, в вашем музыкальном вкусе — везде есть эстетика, которая дала вам пищу для воображения, и она же привлечёт других. Поделитесь с миром тем, что вам нравится, что вас вдохновляет. Не бойтесь быть «странным» и публично рассказывать о том, что вас вдохновляет. Это не просто сделает ваш образ частью вашей эстетики, это даст вам свободу в самовыражении за пределами ваших работ.

Заключение

Эстетика, красота, стиль, атмосфера — всё это части единого целого. Эти понятия настолько тесно связаны, что перепутать их очень легко. Но достаточно лишь немного подумать о том, что вдохновляет нас самих, что мы находим красивым, какие стили вызывают в нас чувства и какую атмосферу мы хотим создавать в своём творчестве, как становится понятно, что всё это части нашей эстетики.

И может, даже в глубинах Pinterest, ещё нет названия для той эстетики, которую вы изобретёте в своём творчестве. Поиск будет сложным, но это означает, что позже люди будут говорить о вас и вашем творчестве в контексте ВАШЕЙ оригинальной эстетики.
Тебе могут быть интересны
Курсы школы
Интересует что-то еще?
Напиши нам и мы ответим на все вопросы