Вдохновение или плагиат?

Оглавление

Иногда кажется, что грань между «вдохновился» и «сплагиатил» очень тонка, но на самом деле это огромное пространство со множеством оттенков.

В этой статье мы разберём все градации «художественного воровства» и поймём где заканчивается «хорошо» и начинается «плохо».

Фраза «Воруй как художник» уже успела превратиться из громкого книжного заголовка в крылатое выражение. Для одних это звучит как кредо, а для других как признак плохого тона. Но стоит признать как факт — все художники, в разной степени, воруют что-то друг у друга.

Идея и образ

Вокруг нас витает множество сюжетов и идей. Мы живём в одно время, окружённые одними популярными темами, научными открытиями, культурными и политическими событиями. Поэтому нет ничего удивительного в том, что два незнакомых друг другом художника подхватывают одну идею, один образ, в одно время, как сезонную простуду.

Если реализация этого образа или идеи у них сильно отличается визуально, то это просто совпадение и не более.

Общие темы можно найти и у современников прошлых лет:
И у CG-художников настоящего: «Luminescent» Artem Chebokha и «Sharktopus» Halil Ural.
«New toy» Alexandra Malygina (Fler) и «Submerged» Andrew Soman.
Взять один образ и идею за основу и воплотить их по-разному, независимо друг от друга — это точно не плагиат.

Каждый может нарисовать кота, но это будет особенный кот у каждого.

Прообраз и визуальные ориентиры

В наше время общие темы и идеи обусловлены ещё и сильным влиянием поп и гик культур. Часто встречающиеся, на просторах интернета, арты с изображением эльфов, гномов, разные варианты популярных персонажей и интерпретации известных вселенных — неизбежно будут похожи, ведь основаны на одном прообразе, сформированном в головах как творцов так и зрителей.

Так, чтобы изобразить лесную эльфийку с луком, и чтобы зритель понял, что это именно она, нам нужно соблюсти определённые узнаваемые элементы. Именно такой образ сложился в сознании поколения, и он будет повторятся от арта к арту.
Создатели игровых и киновселенных, тоже ограничены привычными для людей образами и стилистикой.

Например, мир фентези прочно ассоциируется со средневековой Европой, а футуристичный мир sci-fi будущего — с минимализмом и обтекаемыми формами. Следовательно, художники, работая в этих жанрах, будут искать визуальные ориентиры в одном месте.

Концепт-арт для Mass Effect Matt Rhodes, «Kvothe in Tarbean» Matt Rhodes, Free Fire «Booya Day» Lorenzo Lanfranconi, «CITY» Lorenzo Lanfranconi, 废弃基地 YU YIMING, F-村落武器店 YU YIMING.
Поэтому, если вы видите похожие по стилистике работы разных художников, но они выполнены в одном сеттинге, то скорей всего схожесть продиктована законами жанра или требованиями заказчика.

Если брать что-то более специфичное для примера: допустим, что нам поступило задание нарисовать сундук, который ещё и монстр.

Мы все знаем как выглядит сундук, а думая о монстрах сразу вспоминаем ряды опасных зубов и щупалец. Это то, что представляем мы — художники и это то, что поймёт зритель. Также, свою лепту внесёт жанр — фентези. А теперь давайте посмотрим на несколько «сундуков- монстров».

«Monster Chest» Eugene Kibkalo, «Monster Chest» Nicolas velasquez Valdes, «Monster Chest» AppleSin, Работы из скетчбука sndk.

Фан-арт и авторское право

Но как быть в ситуации, когда права на образ кому-то принадлежат? Плагиат ли это?

Да, все детали образа, созданного вами или кем-то другим, сразу приобретают авторское право, по факту создания. Есть нюанс касательно самой идеи работы (интеллектуальной собственности): если она заказана и описана другим человеком, то авторское право принадлежит ему. Также, мы продаём своё авторское право заказчику, выполняя рисунок для него по тз.

Ариэль, как персонаж — всегда будет оставаться интеллектуальной собственностью Disney.

Это не значит, что никто не имеет право изображать русалочку, потому что Disney создал образ русалочки Ариэль и теперь у него права на любую полурыбу. Русалки, как таковые — это прообраз, а Ариэль — оригинальный художественный образ, только на него у компании права.

ОРИГИНАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, права на который принадлежат конкретному человеку/компании, по-прежнему можно истолковать по-своему, соблюдая этикет и указывая авторов/владельцев идеи.

Вот сколько разных Ариэль можно найти в интернетах: «Ariel» Ross Draws, «Ariel» Lois van Baarle, «Ariel» Pernille Ørum, «Ariel» Mioree.

Вдохновение и синтез

А как быть со стилем? Похожая стилистика и цвета — это плагиат?

Нет, но, как всегда, есть нюансы.

Мы живём не в вакууме, напротив, нас окружает мощный поток творческого влияния. Мы смотрим на любимых авторов прошлого и настоящего, и так или иначе, перенимаем у них те элементы, которые нам нравятся. Весь наш оригинальный, художественный стиль — это синтез того, что нам нравится у других. И так у каждого творца.

И в этом колоссальная разница между «хорошим вором» и плохим» : «хороший вор» — ворует у разных художников и перерабатывает по-своему, он учиться у других. «Плохой вор» — ворует всё у одного и присваевает себе результаты чужого труда.

Как мы и говорили в начале статьи — все художники немного воруют друг у друга.
Именно такое заимствование и СИНТЕЗ стилистических черт и переработка их в собственном видении — это ВДОХНОВЕНИЕ.

Тут вам даже не стоит указывать первоисточник, ведь в вашем стиле их слилось множество, а эрудированные зрители сами увидят влияние.

Вы также можете синтезировать оригинальных персонажей из дизайнерских находок других оригинальных художественных образов — объединяя нужные элементы в нового героя. Однако, постарайтесь сохранять меру и добавлять своего стиля.

Помните: просто вдохновение, становится плагиатом, когда вы полностью перерисовываете чужой арт и выдаёте за своё.

Если это был просто стадик — укажите. Покажите что вы просто учитесь у кумира, дайте ссылку на оригинал.
Верхом наглости и плохого тона, будет не только перерисовать чужой арт, с сохранением стилистики и композиции, без указания автора оригинала, но и использовать его в коммерческих целях.

За это положено непростительное заклятье.

Цитата

Довольно распространённый художественный приём, который часто путают с плагиатом (или заявляют обратное) — это визуальная цитата.

«Цитата здорового художника» — это нарочитая, но скрытая, визуальная отсылка к известному произведению, вписанная в работу. Своего рода «пасхалка», которую вкладывает художник, зная, что его зритель её заметит и поймёт. Она может быть скрыта в композиции копирующей известный кадр или в элементах стиля отсылающих к определённой культурной эпохе/художнику. НО! Работа копирует именно это, конкретный элемент, сознательно, чтобы его узнали, а сама является совершенно новым произведением.

Композиция и отсылки к творчеству Климта в работе Igor Sid, Отсылки к Климту и арт-дэко в работе xuanwei su, Узоры Климта и мотивы Арт-Дэко в артах для «Транзистор» от Jen Zee
Водружение флага на Ивадзиме. Очень известный кадр, на который делают много отсылок в поп-культуре.
«Цитата художника-курильшика» — это НЕ умная и изящная отсылка, а неуклюжее копирование или обрисовка. Разницу понять легко: если от того, что мы мысленно убраем из работы «цитируемый» элемент, в ней не остаётся ничего оригинального — это плагиат. Таким образом вообще можно всегда проверять работы на плагиат.
Вдохновение или плагиат?
Случай плагиата с работы Валентины Ременар

Плагиат и нерушимые заповеди

Подводя итог, закрепим, что плагиат — это умышленная копия результатов чужого творческого труда, которое сопровождается ложными сведений о себе как о действительном авторе оригинального художественного решения или идеи.
Перед вами совершенно вопиющий пример плагиата: сын музыканта Джина Симмонса — Ник Симмонс, начал работу над комиксом «Incarnate» для издательства Radical Comics в 2009 году. Ему удалось выпустить 3 тома, прежде чем критики обнаружили, что комикс — компиляция рисунков с портала Deviant Art и знаменитой японской манги «Bleach», издающейся с 20002 года.

Он скопировал всё: позы героев, штриховку и даже разлиновку страниц.

Из-за родословной Ника, скандал получил широкую огласку и даже привлёк внимание CNN и the New York Times.

Несмотря на то, что доказательства просто очевидны, Ник отрицает свою вину по сей день. Его комикс тоже не издаётся с тех пор и по сей день.

Поэтому, чтобы не получить ярлык вора и избегать плагиата в своих работах, соблюдайте эти заповеди:

  1. Никогда не копируй чужой дизайн в работах для публичного пространства. Только с целью что-то изучить для себя.
  2. Создавая фан-арт — всегда указывай автора или владельца оригинального художественного образа.
  3. Никогда не выкладывай стадики по чужим работам в публичное пространство без оригинальной работы и ссылок на её автора.
  4. Никакого «Cntrl+С» + «Cntrl+ V» любых деталей из чужой работы в вашу. Рисуйте своими руками и меняйте элементы.
  5. Не используй в рекламе фан-арт если он не стал официальным (нет договорённостей с владельцем прав на персонажа/вселенную)
  6. Использовать детали чужих артов в рекламе без договорённостей с владельцем авторских прав— это тоже плагиат. Не делай так.
  7. Обрисовка или «обмаз» чужого арта или фото— всё ещё чужая работа. Даже если ты так сделал — не выкладывай в публичное пространство и уж тем более не пытайся на этом заработать.
Следуй этим наставлениям и уважай труд товарищей-художников, и никто не упрекнёт тебя в плагиате.

Тебе могут быть интересны
Курсы школы
Интересует что-то еще?
Напиши нам и мы ответим на все вопросы