Знание строения данного органа, умение упростить и правильно изобразить его в рисунке и цифровой живописи существенно прокачает твои навыки портрета!
В нашем новом переводе материала цифрового художника и преподавателя Naranbaatar Ganbold, разбираемся, как упростить запутанное строение носа до обрубовки, и изучим пару советов по его проработке в цвете.
Изучай и применяй для своего творчества :-)
Анатомия носа
Если упростить, верхняя половина носа - это кость, а нижняя состоит из мышц и хрящей.
● Темно синим цветом отмечена переносица. Здесь - между бровями - и начинается нос. Его я обычно начинаю рисовать именно с переносицы. ● После нее, ниже, располагается костная часть носа. Передняя плоскость состоит из носовых костей, боковые - из лобных отростков верхней челюсти. ● Зеленым цветом выделены верхние латеральные хрящи. Носовые кости, лобные отростки и верхние хрящи обычно объединяют под названием спинка носа. ● Кирпичным цветом отмечены нижние латеральные хрящи. Всем известны как кончик носа. ● И, наконец, горчичным цветом нарисованы крылья носа. Многие новички начинают с ноздрей, но это ошибка. Стоит уделить внимание формам вокруг них. Если мыслить в правильной последовательности, результат получится лучше.
Плоскости носа
Все авторы подходят к обрубовке носа по-разному. Изучив ряд пособий, я пришел к своему способу: взял по чуть-чуть из разных источников, ограничившись тем, что лично мне показалось наиболее эффективным.
Вот какую обрубовку носа использую я:
Попробуйте мою версию обрубовки носа и решите, подходит ли она вам. Посмотрите, как к его рисованию подходят иные авторы. Способ изображения носа - это во многом вкусовщина, которая зависит от стиля рисования.
Набросок
Набросок. Начинаю с того, что отмечаю верхнюю и нижнюю границу носа, чтобы понимать пропорции. Далее помечаю переносицу, а затем обозначаю остальной нос как цельную форму. Также набрасываю глаза, так как боковые плоскости носа будут к ним примыкать.
Плоскости. При работе над портретом я обычно так не мельчу, однако если мы работаем только с носом, это уместно. Кроме того, мне хотелось показать, как использовать обрубовку.
Тон и тени
Тон. Накладываю тон с помощью большой круглой кисти. Определяю направление источника света - в данном случае слева сверху.
Как видите, я не стал убирать лайн полностью - деление на плоскости мне понадобится на следующем этапе.
Тени. При рисовании кожи я предпочитаю прорабатывать свет уже с помощью цвета. Поэтому здесь я довожу до ума тени: смотрю, правильно ли расположен граница тени, накладываю рассеянные тени и отражения.
Подмалевок
Подмалевок. Перед тем, как накладывать цвет, я перевожу свой черно-белый набросок в цвет с помощью карты градиента. Тени я хотел увести в теплую желтизну, а свет сделать немного холоднее.
Цвет. Начинаю красить кожу на новом слое в режиме Наложение (Overlay). Снижаю непрозрачность кисти - так легче контролировать насыщенность оттенков и не закрашивать лежащий ниже слой.
Нижняя часть носа выглядит красноватой. Все потому, что она состоит из хрящей и мышц, в которых больше кровеносных сосудов. Верхняя, костистая половина носа будет более холодной, синей и желтой. Работайте с цветом аккуратно - слишком насыщенные оттенки будут выглядеть странно.
Финализация
Проработка формы. Разобравшись с основными цветами, перехожу на Обычный (Normal) слой и прорабатываю форму далее. Если до этого я больше внимания уделял теням, то теперь фокусируюсь на освещенных областях. Работая с цветом, не забывайте о тоне оттенков - именно он поможет подчеркнуть объем формы.
Для меня самая сложная часть носа - ноздри. Если вам они тоже тяжело даются, изучите их повнимательней.
Финализация. Блик и рассеянные тени оставляю напоследок. Но перед этим я вношу еще больше разнообразия в цвета, работая на отдельном Обычном слое. Самый яркий блик я обычно располагаю на кончике, а самую глубокую тень помещаю под крыло носа. Границу тени я сделал более резкой и насыщенной, а еще добавил желтоватых отражений.
Если вас интересует не только рисование отдельных черт лица, но и полный процесс, узнайте, как рисовать фигуру человека шаг за шагом.