Blender. С чего начать?

Оглавление

Реклама, дизайн интерьера, архитектура, анимация, спецэффекты, видеоигры и концепт-арт — 3D-моделирование необходимо в разных креативных индустриях, и художники, умеющие работать в 3D-редакторах, могут не только значительно расширить свои творческие горизонты, но быть более востребованными специалистами.


В этой статье мы разберёмся, как начать осваивать один из самых востребованных навыков в digital-арт направлении, и почему программа Blender подходит для этого больше всего.

С чего начать, и какие навыки нужны для использования 3D?

Чтобы научиться создавать трехмерную графику, задайте себе вопрос — для чего я хочу моделировать? Тогда будет проще выбрать 3D программу и начать изучать те её функции, которые интересны вам в первую очередь. Существует множество 3D программ, и отличаются они не только интерфейсом: что-то лучше подойдет для дизайна интерьера, что-то для отрисовки мультипликационных героев, а что-то для скульптинга основ под концепты.


Для того, чтобы приступить к изучению 3D, вам нужны будут определенные навыки:

Важно уметь видеть перспективу. Если в школе у вас не было проблем с черчением, то все будет нормально. Базовые познания в геометрии и умение набрасывать небольшие эскизы будут огромным плюсом, как и чувство композиции и насмотренность. Но скажу точно — вкус развивается со временем. Также преимуществом будут навыки растровой (пиксельная сетка изображения) и векторной графики в программах Photoshop, Corel, Illustrator
Разработчик и 3D-художник Радмир Серажиев

Если у вас уже хорошо развито пространственное мышление и художественная насмотренность, то подтянуть другие навыки (анатомию, построение по перспективе, рисунок и т.п.) вы сможете прямо в процессе постижения возможностей редактора. А когда сложный этап будет пройден, 3D станет вашим верным помощником и другом в работе над 2D-артом.

Если вы 2D-художник и хотите осваивать 3D для ускорения своей работы и расширения инструментария, то мы однозначно рекомендуем обратить внимание на Blender (кстати, у нас есть специализированное обучение 3D для 2D в Blender).


Этот редактор распространяется бесплатно (а значит доступен любому новичку) и обладает открытым кодом (а значит быстро развивается и имеет огромное сообщество лояльных поклонников-энтузиастов).

При этом, в случае с Blender, его «бесплатность» совсем не влияет на возможности программы. Вам сразу будет доступен полный спектр возможностей, и функции программы никак не ограничиваются.


Смотри, что можно создать и анимировать полностью в Blender:

Почему не другие программы?

3Dmax

Самый популярный редактор для моделирования — это 3D max. Скачать оригинальную программу можно на сайте разработчика, но бесплатный период рассчитан только на месяц. Редактор предлагает широкий выбор инструментов и много качественных моделей для фотореалистичной визуализации.

Maya

Это программа считается стандартной для 3D-анимации. Ей пользуются такие известные студии как Disney и Pixar, и любая вакансия 3D-художника обычно предполагает навыки работы в Maya. В этом редакторе создают движение героев и предметов, и можно проанимировать даже отдельную прядь волос.

Правда, с базой данных для рисования самих героев мультипликации в программе не разгуляться. Поэтому ее чаще используют для дальнейшего «оживления» готовых персонажей, предметов и других объектов.


Программа доступна по подписке, ежемесячная цена - 285$

Zbrush

Интерфейс этого редактора заточен на скульптинг — один из популярных способов моделирования объектов. Библиотека программы подойдет для создания статичной версии героев, животных и любой полигональной модели.


Но тут, как и в Blender, мало возможностей для анимации объектов, поэтому для «оживления» их лучше экспортировать в Maya.


При этом программа платная с бесплатным триалом в 14 дней.

Почему Blender?

Главный плюс этой программы в том, что она бесплатная, а значит очень хороша для старта в 3D и обучения.


Её активно используют небольшие мультипликационные студии или независимые художники. Редактор предлагает конкурентный функционал, хотя весит всего около 70 Мбайт. Разработчики позаботились, чтобы Blender был действительно доступен каждому.


Всё в одной программе, и она продолжает активно развиваться, подстраиваясь под запросы пользователей, благодаря открытому коду. Blender можно сравнить с хорошим швейцарским ножом, ведь он может решать большинство повседневных задач моделлера. Он имеет обширный «родной» функционал без установки плагинов сторонних разработчиков. Моделинг, скульптинг, развертка, процедурное текстурирование, симуляции, рендеринг и даже композ. Он умеет всё!


Под Blender есть все популярные рендеры: V-Ray, Corona, Octane, Redshift, Renderman от Pixar и ProRender от AMD. Кроме этого, есть официальная сборка пакета с бесплатной версией OctaneRender без ограничений использования. Однако для большинства задач подойдут встроенные Cycles и EEVEE, а, используя сборку с Octane, можно увеличить выбор до трех без нарушения авторских прав.

Blender имеет приятный, удобный и современный интерфейс. По сравнению с Blender, 3DS MAX и MAYA выглядят устаревшими. Есть продуманная система горячих клавиш, сильно ускоряющая работу в редакторе.


Проект поддерживает большинства операционных систем. Разработчики выпускают сборки не только под Windows и MacOS, но и под Linux, Solaris, FreeBSD, OpenBSD и даже Android.


Разработкой пакета занимается Blender Foundation – некоммерческая организация, фонд, который финансируется крупными игроками IT рынка и энтузиастами. Среди них можно выделить: Epic Games, AMD и nVidia.


В этой программе можно создавать 3D-персонажей, анимировать их, текстурировать, создавать визуализацию и 2D-графику. Установочный пакет включает базовый видеоредактор, а, благодаря наличию игрового движка, в программе можно создавать и редактировать видеоигры.

Blender. С чего начать?

Вот ещё пример первоклассной анимации созданной в последней версии Blender:

В Blender охотно раздают бесплатные гайды и уроки:


https://studio.blender.org/films/charge/gallery/


Например, детальную инструкцию по созданию такой анимации как в примере выше, вы можете найти под каждым фильмом от Blender Studio:


https://studio.blender.org/blog/more-sprite-fright-production-lessons/


Программа достаточно дружелюбна к пользователю. Ответы на многие вопросы и решение проблем при работе можно всегда найти в интернете. Сообщество разработчиков активно развивает проект. Скорость разработки пакета гораздо выше, чем у конкурентов. Регулярно выходят как стабильные версии, так и промежуточные. Добавляются новые инструменты, исправляются ошибки и увеличивается производительность. Такая скорость развития проекта возможна только у программ с открытым исходным кодом.


Смотри запись стрима от NAS, чтобы узнать больше о плюсах работы с Blender для 2D-художника:

Из минусов стоит отметить, что в Blender есть инструменты, которые не на столько мощные, как у конкурентов. Но развитие программы идет семимильными шагами, и с каждой новой версией она становится всё лучше и производительней. На сегодня Blender не является отраслевым стандартом в индустрии, но он уже составил серьезную конкуренцию основным игрокам на рынке. А для фриланса и небольших инди-студий его функционала более чем достаточно.

С чего начать осваивать Blender?

Раньше на скетч тратили минимум времени, а сам рисунок передавал какую-то идею или ощущение. Позже в скетчинге появились определенные направления, которыми пользуются люди из разных сфер. Например, скетч-иллюстрация — полноценная хорошо проработанная картина, над которой художник работал в течение нескольких часов.

1. Установить

Установить его можно, просто зайдя на сайт разработчика и скачав. Дистрибутив небольшой, установка не займет много времени. Как следствие, программа очень быстро запускается и не требовательна к «железу».

Так как Blender бесплатный, у вас никогда не будет проблем с лицензией. Особенно это касается фриланса, когда специалист-одиночка не всегда может оплатить покупку 3DS MAX. Даже инди-лицензия от Autodesk стоит немалых денег. Использование пиратского ПО, особенно в коммерческих целях, не только плохо с этической точки зрения, но и преследуется по закону.

2. Руководство

Для того, чтобы вам было максимально комфортно начать работу с Blender, разработчики постарались создать максимально подробное руководство с наглядными ответами на большинство вопросов. Не поленитесь и обязательно откройте его после установки.

3. Практика

Третий, и, наверное, последний ключевой шаг — это практика. Смотрите лекции, руководства и туториалы и сразу закрепляйте их, самостоятельно повторяя.

Этот шаг самый трудный, так как требует не только самодисциплины, но и системности обучения. Именно поэтому тут стоит обратить внимание на курсы или найти наставника. Например, у NAS Blender входит в каждый курс от базового «2D рисунок» до «Рендер Pro», что делает погружение в инструментарий 3D очень органичным в рамках навыков необходимых современному и востребованному 2D-художнику.

Вот такие обучающие ролики вы можете найти в интернете:

А вот так научим делать арт мы, на наших курсах:

В целом, при ясной мотивации и продуманном плане освоение Blender не вызовет у вас больших проблем или сопротивления со стороны редактора. Понятный интерфейс, бесплатное распространение, дружелюбное сообщество и издатель, хорошая поддержка и небольшой объём самого редактора — всё это делает погружение в 3D с Blender очень спокойным и приятным.


Однако обилие функций может напугать, а новая область всегда становится для нас чем-то вроде тёмного леса, когда мы вынуждены пробираться на ощупь без опытного проводника. Поэтому, чтобы не терять мотивацию и верный путь, получать комфортное, продуманное и эффективное обучение — найдите наставника или курсы. Идти, опираясь на чужой опыт и получая фидбэк в процессе — значит идти быстрее. А чем раньше вы сможете свободно использовать 3D в своём творчестве, тем раньше сможете создавать более впечатляющие работы в короткие сроки и заинтересовать работодателей своей палитрой навыков.

Заключение

Для освоения 3D c Blender вам не понадобится специальная подготовка, как финансовая, так и информационная. Не нужно ждать удачного момента — немного обновите знания по построению, перспективе и объёму - и просто скачайте дистрибутив с официального сайта редактора.

Будьте любопытными, пробуйте всё, а когда поймёте, что достигли собственного потолка — обращайтесь за опытом к наставнику. Сформируйте свою мотивацию, ясно представьте результат, которого хотите достигнуть с Blender, и он станет вашим любимым инструментом.

А мы сможем помочь с основами 3D и анимации в нашем новом курсе: Основы Blender - Курс по 3D для художников

Еще статьи по теме:

18.12.2023
07.10.2023
31.08.2023
29.08.2023
02.08.2023
28.07.2023
01.12.2022
22.11.2022
03.11.2022
12.10.2022
24.09.2023
08.08.2023
20.07.2023
30.06.2023
15.06.2023
28.05.2023
21.04.2023
27.02.2023
03.02.2023
29.12.2022
18.12.2022
01.05.2024
07.05.2024
Тебе могут быть интересны
Курсы школы
Интересует что-то еще?
Напиши нам и мы ответим на все вопросы