Blender. С чего начать?
Оглавление
Реклама, дизайн интерьера, архитектура, анимация, спецэффекты, видеоигры и концепт-арт — 3D-моделирование необходимо в разных креативных индустриях, и художники, умеющие работать в 3D-редакторах, могут не только значительно расширить свои творческие горизонты, но быть более востребованными специалистами.
В этой статье мы разберёмся, как начать осваивать один из самых востребованных навыков в digital-арт направлении, и почему программа Blender подходит для этого больше всего.
С чего начать, и какие навыки нужны для использования 3D?
Чтобы научиться создавать трехмерную графику, задайте себе вопрос — для чего я хочу моделировать? Тогда будет проще выбрать 3D программу и начать изучать те её функции, которые интересны вам в первую очередь. Существует множество 3D программ, и отличаются они не только интерфейсом: что-то лучше подойдет для дизайна интерьера, что-то для отрисовки мультипликационных героев, а что-то для скульптинга основ под концепты.
Для того, чтобы приступить к изучению 3D, вам нужны будут определенные навыки:
Если у вас уже хорошо развито пространственное мышление и художественная насмотренность, то подтянуть другие навыки (анатомию, построение по перспективе, рисунок и т.п.) вы сможете прямо в процессе постижения возможностей редактора. А когда сложный этап будет пройден, 3D станет вашим верным помощником и другом в работе над 2D-артом.
Если вы 2D-художник и хотите осваивать 3D для ускорения своей работы и расширения инструментария, то мы однозначно рекомендуем обратить внимание на Blender (кстати, у нас есть специализированное обучение 3D для 2D в Blender).
Этот редактор распространяется бесплатно (а значит доступен любому новичку) и обладает открытым кодом (а значит быстро развивается и имеет огромное сообщество лояльных поклонников-энтузиастов).
При этом, в случае с Blender, его «бесплатность» совсем не влияет на возможности программы. Вам сразу будет доступен полный спектр возможностей, и функции программы никак не ограничиваются.
Смотри, что можно создать и анимировать полностью в Blender:
Почему не другие программы?
3Dmax
Самый популярный редактор для моделирования — это 3D max. Скачать оригинальную программу можно на сайте разработчика, но бесплатный период рассчитан только на месяц. Редактор предлагает широкий выбор инструментов и много качественных моделей для фотореалистичной визуализации.
Maya
Это программа считается стандартной для 3D-анимации. Ей пользуются такие известные студии как Disney и Pixar, и любая вакансия 3D-художника обычно предполагает навыки работы в Maya. В этом редакторе создают движение героев и предметов, и можно проанимировать даже отдельную прядь волос.
Правда, с базой данных для рисования самих героев мультипликации в программе не разгуляться. Поэтому ее чаще используют для дальнейшего «оживления» готовых персонажей, предметов и других объектов.
Программа доступна по подписке, ежемесячная цена - 285$
Zbrush
Интерфейс этого редактора заточен на скульптинг — один из популярных способов моделирования объектов. Библиотека программы подойдет для создания статичной версии героев, животных и любой полигональной модели.
Но тут, как и в Blender, мало возможностей для анимации объектов, поэтому для «оживления» их лучше экспортировать в Maya.
При этом программа платная с бесплатным триалом в 14 дней.
Почему Blender?
Главный плюс этой программы в том, что она бесплатная, а значит очень хороша для старта в 3D и обучения.
Её активно используют небольшие мультипликационные студии или независимые художники. Редактор предлагает конкурентный функционал, хотя весит всего около 70 Мбайт. Разработчики позаботились, чтобы Blender был действительно доступен каждому.
Всё в одной программе, и она продолжает активно развиваться, подстраиваясь под запросы пользователей, благодаря открытому коду. Blender можно сравнить с хорошим швейцарским ножом, ведь он может решать большинство повседневных задач моделлера. Он имеет обширный «родной» функционал без установки плагинов сторонних разработчиков. Моделинг, скульптинг, развертка, процедурное текстурирование, симуляции, рендеринг и даже композ. Он умеет всё!
Под Blender есть все популярные рендеры: V-Ray, Corona, Octane, Redshift, Renderman от Pixar и ProRender от AMD. Кроме этого, есть официальная сборка пакета с бесплатной версией OctaneRender без ограничений использования. Однако для большинства задач подойдут встроенные Cycles и EEVEE, а, используя сборку с Octane, можно увеличить выбор до трех без нарушения авторских прав.
Blender имеет приятный, удобный и современный интерфейс. По сравнению с Blender, 3DS MAX и MAYA выглядят устаревшими. Есть продуманная система горячих клавиш, сильно ускоряющая работу в редакторе.
Проект поддерживает большинства операционных систем. Разработчики выпускают сборки не только под Windows и MacOS, но и под Linux, Solaris, FreeBSD, OpenBSD и даже Android.
Разработкой пакета занимается Blender Foundation – некоммерческая организация, фонд, который финансируется крупными игроками IT рынка и энтузиастами. Среди них можно выделить: Epic Games, AMD и nVidia.
В этой программе можно создавать 3D-персонажей, анимировать их, текстурировать, создавать визуализацию и 2D-графику. Установочный пакет включает базовый видеоредактор, а, благодаря наличию игрового движка, в программе можно создавать и редактировать видеоигры.
Вот ещё пример первоклассной анимации созданной в последней версии Blender:
В Blender охотно раздают бесплатные гайды и уроки:
https://studio.blender.org/films/charge/gallery/
Например, детальную инструкцию по созданию такой анимации как в примере выше, вы можете найти под каждым фильмом от Blender Studio:
https://studio.blender.org/blog/more-sprite-fright-production-lessons/
Программа достаточно дружелюбна к пользователю. Ответы на многие вопросы и решение проблем при работе можно всегда найти в интернете. Сообщество разработчиков активно развивает проект. Скорость разработки пакета гораздо выше, чем у конкурентов. Регулярно выходят как стабильные версии, так и промежуточные. Добавляются новые инструменты, исправляются ошибки и увеличивается производительность. Такая скорость развития проекта возможна только у программ с открытым исходным кодом.
Смотри запись стрима от NAS, чтобы узнать больше о плюсах работы с Blender для 2D-художника:
Из минусов стоит отметить, что в Blender есть инструменты, которые не на столько мощные, как у конкурентов. Но развитие программы идет семимильными шагами, и с каждой новой версией она становится всё лучше и производительней. На сегодня Blender не является отраслевым стандартом в индустрии, но он уже составил серьезную конкуренцию основным игрокам на рынке. А для фриланса и небольших инди-студий его функционала более чем достаточно.
С чего начать осваивать Blender?
Раньше на скетч тратили минимум времени, а сам рисунок передавал какую-то идею или ощущение. Позже в скетчинге появились определенные направления, которыми пользуются люди из разных сфер. Например, скетч-иллюстрация — полноценная хорошо проработанная картина, над которой художник работал в течение нескольких часов.
1. Установить
Установить его можно, просто зайдя на сайт разработчика и скачав. Дистрибутив небольшой, установка не займет много времени. Как следствие, программа очень быстро запускается и не требовательна к «железу».
Так как Blender бесплатный, у вас никогда не будет проблем с лицензией. Особенно это касается фриланса, когда специалист-одиночка не всегда может оплатить покупку 3DS MAX. Даже инди-лицензия от Autodesk стоит немалых денег. Использование пиратского ПО, особенно в коммерческих целях, не только плохо с этической точки зрения, но и преследуется по закону.
2. Руководство
Для того, чтобы вам было максимально комфортно начать работу с Blender, разработчики постарались создать максимально подробное руководство с наглядными ответами на большинство вопросов. Не поленитесь и обязательно откройте его после установки.
3. Практика
Третий, и, наверное, последний ключевой шаг — это практика. Смотрите лекции, руководства и туториалы и сразу закрепляйте их, самостоятельно повторяя.
Этот шаг самый трудный, так как требует не только самодисциплины, но и системности обучения. Именно поэтому тут стоит обратить внимание на курсы или найти наставника. Например, у NAS Blender входит в каждый курс от базового «2D рисунок» до «Рендер Pro», что делает погружение в инструментарий 3D очень органичным в рамках навыков необходимых современному и востребованному 2D-художнику.
Вот такие обучающие ролики вы можете найти в интернете:
А вот так научим делать арт мы, на наших курсах:
В целом, при ясной мотивации и продуманном плане освоение Blender не вызовет у вас больших проблем или сопротивления со стороны редактора. Понятный интерфейс, бесплатное распространение, дружелюбное сообщество и издатель, хорошая поддержка и небольшой объём самого редактора — всё это делает погружение в 3D с Blender очень спокойным и приятным.
Однако обилие функций может напугать, а новая область всегда становится для нас чем-то вроде тёмного леса, когда мы вынуждены пробираться на ощупь без опытного проводника. Поэтому, чтобы не терять мотивацию и верный путь, получать комфортное, продуманное и эффективное обучение — найдите наставника или курсы. Идти, опираясь на чужой опыт и получая фидбэк в процессе — значит идти быстрее. А чем раньше вы сможете свободно использовать 3D в своём творчестве, тем раньше сможете создавать более впечатляющие работы в короткие сроки и заинтересовать работодателей своей палитрой навыков.
Заключение